Петровская школа была открыта в ДТДиЮ в 1993 года, как новый вид общеобразовательного учреждения. “Ищем школу завтрашнего дня для детей дня сегодняшнего”.
Основополагающей идеей является создание образовательной системы, которая направлена на развитие конкретного ребенка, талантливого в конкретном виде детского творчества.
Приоритетной задачей годового плана школы является разработка программы интеграции основного и дополнительного образования “Школа – ДТДиЮ”.
Школа находится в процессе становления и развития. На осмысление задачи интеграции школьного и дополнительного образования работают учителя Петровской школы и педагоги ДТДиЮ.
В 2000-2001 учебном году учителя школы участвовали в педагогическом совете ДТ, на базе школы проводились теоретические семинары с педагогами Дворца Творчества, работающими в школе.
В 2001-2002 учебном году с учителями школы проводились теоретические семинары, под руководством В.А.Хорош, на которых педагогический коллектив школы по новому выстраивал межличностные отношения детей, педагогов, родителей. Валентина Алексеевна провела цикл часов общения с учащимися 9 класса “Секреты общения”.
В результате работы семинаров учителя школы пришли к пониманию общих ценностей с педагогами дополнительного образования наработали проблемное поле (см. приложение 1 к справке).
В концепции Петровской школы отмечено, что учащиеся, педагоги, родители находятся в уникальном культурно-образовательном пространстве Дворца, которое дает возможность для раскрытия, развития, актуализации личности детей и взрослых.
Кроме учебных классов учителя имеют возможность проводить уроки в культурном пространстве Дворца. Например: литература в библиотеке, где эстетическое воздействие среды повышает интерес к уроку, его результативность.
Уроки ИЗО проходят в художественной студии, что повышает эмоциональный настрой детей. Учащиеся посещают выставки, временные экспозиции сами участвуют в их создании, занимаются в художественной студии после уроков.
Проводились интегрированные уроки литературы, истории, краеведения в этнографическом музее Т.В.Давыдовой, которые вызывали интерес к этой области и дети начинали посещать клуб “Моя Карелия”.
Уроки физкультуры проводятся в спортивном комплексе ДТ, старшеклассники занимаются в тренажерном зале. Авторитет учителей А.И.Савельева и Е.В.Марусевича, увлеченность педагогов приводят учащихся в спортивные секции ДТ, культивируется здоровый образ жизни.
Психолог Дворца творчества Е.Ю.Сонникова не только работает с учащимися, но и проводит уроки РТВ в 1,2 классах, является классным руководителем 6 класса. В этом учебном году проводится изучение отношения субъектов образовательного процесса (дети, родители, учителя) к интеграции школьного и дополнительного образования. Готовятся материалы по этому исследованию.
Учащиеся школы активно участвуют в концертной деятельности Дворца, с начальной школы прикасаются к сценическому искусству.
Широкое участие в концертной деятельности объяснятся тем, что все предметы эстетического цикла ведут педагоги дополнительного образования.
Предмет музыка в каждом классе преподается в соответствии авторской программе преподавателя.
1 класс – Корыпаева О.Д.
2 класс – Журбенко Л.Н.
3 класс – Ившина Д.Г.
5,6,7 класс Митрукова О.В., Калашнинова О.И.
Что сделало увлекательным предмет, позволило многогранно изучать музыку и становится ее исполнителем. Учащиеся кроме обязательного школьного урока посещают студии Дворца у своих учителей и во вторую половину дня.
Второй год существует интегрированная программа по предмету труд, разработанная совместно с З.П.Гайдуковой.
На протяжении 7 лет педагоги ДТДиЮ Воробьев Р.Ф., Самойлов А.М., Стангрит С.Я. реализовывали свои творческие проекты в образовательном пространстве Петровской школы.
В процессе работы были созданы:
Творческие личности педагогов, раскрытие способностей ребенка, развитие их личностных качеств и музыкальных умений, способствовали самоопределению и самореализации детей.
Образовательные пространства ДТ и Петровской школы создали условия для самоопределения первых выпускников школы. Ярославцева Лена, Хейнонен Алексей, Воробьева Варвара (воспитанники Воробьева Р.Ф.) поступили в музыкальное училище им.Раутио на отделение духовых инструментов.
Сотрудничество с педагогами дополнительного образования дает возможность реализовать ценности дополнительного образования, понять их единство с ценностями основного образования. Примером может служить создание гимна Петровской школы, слова к которому написала учитель литературы О.М.Посаженникова, а музыку С.Ю.Стангрит.
Сотворчество учителей Петровской школы и педагогов дополнительного образования позволяет работать по авторским интегративным курсам, освоить новые педагогические технологии, формы и методы проведения уроков.
Т.к. учащиеся Петровской школы являются постоянными воспитанниками на протяжении нескольких лет педагогов Дворца, это дает возможность провести мониторинг индивидуального развития, роста, успехов детей.
Школа участвует в реализации программы ДТ “Роза ветров”, 70 % учеников Петровской школы поступают в школу, как рекомендованные для обучения, педагогами ДТДиЮ, как особо одаренные в творчестве.
Выше сказанное позволяет сказать, что в Дворцовской школе созданы условия для развития творческого потенциала конкретных детей.
Проблема самоориентации учащихся в условиях интеграции
школьного и дополнительного образования.
Исток – это творчество. Получение знаний, опыта в игровой деятельности, в процессе взаимодействия, объединения, сотворчества. Это форма внутренней организации взаимодействия (общения), создающая неповторимый, подчас уникальный психологический климат, особую атмосферу нравственности, благоприятствующая свободному саморазвитию индивидуальности, позволяющая выстроить ценностное отношение человека к миру и самому себе. Предполагает согласованность, упорядоченность и стабильность.
Взаимопроникновение школьного и дополнительного образования происходит и на уровне ценностей:
Дополнительное образование | Школьное образование |
Свободный выбор | ЗУНы (без них не поступит, а дополнительное образование их расширит) |
Индивидуальные программы развития | |
Деятельные подход | Постоянный контингент |
Мониторинг результативности синтеза основного и дополнительного образования
Петровская Школа находится в новых образовательных условий уже восемь лет. Нас радует и заботит интенсивное развитие нашей Школы в среде дополнительного образования, имя которому - Дворец творчества детей и юношества -Дворец развития подлинного творчества наших детей и нас самих. Радует, потому что в ней реализуются идеи создания комфортных и одновременно требовательных условий для развития талантливых и одаренных в творчестве детей. Заботит, потому что все мы являемся первопроходцами на пути осуществления идеи создания Школы, в которой соединяется базовое школьное и творческое образование ребенка. В связи с этим необходимо подвести определенные итоги реализации идей и приведение их в данность (создание на их базе программ). Для этого и предлагается представленный проект.
Цель: Изучение особенностей интеграционного процесса в Петровской школе и его влияния на развитие ребенка.
Задачи:
Объект: интеграция школьного и дополнительного образования.
Предмет: критерии интеграции и возможные аспекты развития личности ребенка в ходе этого процесса.
Гипотеза: поэтапное исследование интеграции позволит выявить аспекты развития личности ребенка в ходе этого процесса.
Этапы:
1. Социологическое исследование.
На данном этапе планируется провести социологический опрос детей и взрослых с целью изучения процесса интеграции в Школе.
В социологическом опросе примут участие школьники Петровской школы и из других школ города. Данный опрос направлен на изучение эмоционального отношения детей к школе и Дворцу, мотивации, что позволит провести сравнительный анализ результатов и сделать выводы об особенностях школы находящейся в образовательном пространстве Дворец -Школа.
Во втором социологическом опросе примут участие родители учеников Петровской школы. Данный опрос направлен на изучение эмоционального отношения детей к школе и Дворцу по мнению родителей и собственно отношение родителей к школе и Дворцу, на изучение мотивации, отношения родителей к интеграции в школе и того, какое влияние данный процесс оказывает на ребенка.
Методы исследования, интервьюирование, математическая обработка данных. Методики: анкета для учеников анкета для родителей
2 этап: Психологическое исследование.
На данном этапе будет проведено исследование с целью изучения влияния интеграции на развитие личности ребенка. Выбор методик будет определен по итогам первого этапа.
Предварительные результаты исследования показали, что интеграция оказывает влияние на отношение к школе как детей, так и родителей.
Что касается отношения детей к школе, то значительный процент детей (46%) отметили, что в школе заниматься нравится или очень нравится, хотя для Дворца такой же показатель выше (64%).
Эта разница появляется в основном за счет значительного количества тех, кому в школе “иногда нравится, иногда нет” (50%)
Родители полагают, что их детям в основном нравится ходить в школу и во Дворец, и этот показатель здесь выше (93% - и для школы и для Дворца), чем аналогичный у детей.
Основными мотивами посещения школы у детей являются: учебный (“здесь я учусь”), мотив общения (“нравится общаться со сверстниками”) и познавательный (“узнаю много интересного”). Таким образом, в школе создан благоприятный психологический климат, система обучения влияет на сохранение познавательной мотивации.
Интересно отметить, что родители считают наиболее важными эти же пункты.
Кроме того, некоторые дети отмечают, что в школе они “готовятся к будущей профессии”.
Тех же детей во Дворце привлекает возможность заняться любимым делом, проявить и реализовать творческие способности.
Родители информированы о интеграции дополнительного и основного образования, знают о наличии в школе действующего радетельско-попечительского совета, принимающего активное участие в жизни школы. Знают родители также о специализациях, введенных в классах школы.
Наиболее важными параметрами, влияющими на выявленное положительное отношение родителей к школе, являются: педагогический коллектив и его отношение к детям, а также организация воспитательного процесса.
В качестве основной идеи Дворца родители видят сотворчество с ребенком, ожидают развития творческого потенциала ребенка как результата дополнительного образования.
Занятость учащихся Петровской школы
в подразделениях ДТДиЮ в 2002-2003 году
Музыка – 149 человек
Флейта –2
Фортепиано – 10
Хор – 38
Синтезатор – 4
Духовые инструменты – 21
“Сезон надежд” – 26
Кантеле – 9
“Звуки музыки” – 3
“Звездочки Карелии” - 2
Народные инструменты – 5
Скрипка – 1
Вокальная группа – 28
Танцы – 66 человек
“Созвездие” - 21
Бальные танцы – 30
“Радуга” - 11
“Воробьишки” – 1
студия “Пластилин” 3
Спорт – 54 человека
Карате – 5
Теннис – 13
Рукопашный бой – 1
Тренажерный зал – 7
Баскетбол – 2
Футбол – 4
Аэробика – 9
Самбо – 8
Мини футбол – 5
ИЗО – 36 человек
Художественная студия – 36
Прикладное творчество – 22
Мягкая игрушка – 12
Керамика – 2
Театр “Илотар” – 8
Другое – 36
“Доверие” – 6
Археологический – 1
Школа космоса – 2
Клуб “Моя Карелия” – 1
“Веретенце” – 1
Клуб аквариумистов – 5
“Домовенок” - 2
Всего: 355 человек.
Обучается в школе 294 человека.
Содержание