Содержание

Результаты реализации сотворческой задачи Петровской школы “Интеграция основного и дополнительного образования”

Петровская школа была открыта в ДТДиЮ в 1993 года, как новый вид общеобразовательного учреждения. “Ищем школу завтрашнего дня для детей дня сегодняшнего”.

Основополагающей идеей является создание образовательной системы, которая направлена на развитие конкретного ребенка, талантливого в конкретном виде детского творчества.

Приоритетной задачей годового плана школы является разработка программы интеграции основного и дополнительного образования “Школа – ДТДиЮ”.

Школа находится в процессе становления и развития. На осмысление задачи интеграции школьного и дополнительного образования работают учителя Петровской школы и педагоги ДТДиЮ.

В 2000-2001 учебном году учителя школы участвовали в педагогическом совете ДТ, на базе школы проводились теоретические семинары с педагогами Дворца Творчества, работающими в школе.

В 2001-2002 учебном году с учителями школы проводились теоретические семинары, под руководством В.А.Хорош, на которых педагогический коллектив школы по новому выстраивал межличностные отношения детей, педагогов, родителей. Валентина Алексеевна провела цикл часов общения с учащимися 9 класса “Секреты общения”.

В результате работы семинаров учителя школы пришли к пониманию общих ценностей с педагогами дополнительного образования наработали проблемное поле (см. приложение 1 к справке).

В концепции Петровской школы отмечено, что учащиеся, педагоги, родители находятся в уникальном культурно-образовательном пространстве Дворца, которое дает возможность для раскрытия, развития, актуализации личности детей и взрослых.

Кроме учебных классов учителя имеют возможность проводить уроки в культурном пространстве Дворца. Например: литература в библиотеке, где эстетическое воздействие среды повышает интерес к уроку, его результативность.

Уроки ИЗО проходят в художественной студии, что повышает эмоциональный настрой детей. Учащиеся посещают выставки, временные экспозиции сами участвуют в их создании, занимаются в художественной студии после уроков.

Проводились интегрированные уроки литературы, истории, краеведения в этнографическом музее Т.В.Давыдовой, которые вызывали интерес к этой области и дети начинали посещать клуб “Моя Карелия”.

Уроки физкультуры проводятся в спортивном комплексе ДТ, старшеклассники занимаются в тренажерном зале. Авторитет учителей А.И.Савельева и Е.В.Марусевича, увлеченность педагогов приводят учащихся в спортивные секции ДТ, культивируется здоровый образ жизни.

Психолог Дворца творчества Е.Ю.Сонникова не только работает с учащимися, но и проводит уроки РТВ в 1,2 классах, является классным руководителем 6 класса. В этом учебном году проводится изучение отношения субъектов образовательного процесса (дети, родители, учителя) к интеграции школьного и дополнительного образования. Готовятся материалы по этому исследованию.

Учащиеся школы активно участвуют в концертной деятельности Дворца, с начальной школы прикасаются к сценическому искусству.

Широкое участие в концертной деятельности объяснятся тем, что все предметы эстетического цикла ведут педагоги дополнительного образования.

Предмет музыка в каждом классе преподается в соответствии авторской программе преподавателя.

1 класс – Корыпаева О.Д.

2 класс – Журбенко Л.Н.

3 класс – Ившина Д.Г.

5,6,7 класс Митрукова О.В., Калашнинова О.И.

Что сделало увлекательным предмет, позволило многогранно изучать музыку и становится ее исполнителем. Учащиеся кроме обязательного школьного урока посещают студии Дворца у своих учителей и во вторую половину дня.

Второй год существует интегрированная программа по предмету труд, разработанная совместно с З.П.Гайдуковой.

На протяжении 7 лет педагоги ДТДиЮ Воробьев Р.Ф., Самойлов А.М., Стангрит С.Я. реализовывали свои творческие проекты в образовательном пространстве Петровской школы.

В процессе работы были созданы:

Творческие личности педагогов, раскрытие способностей ребенка, развитие их личностных качеств и музыкальных умений, способствовали самоопределению и самореализации детей.

Образовательные пространства ДТ и Петровской школы создали условия для самоопределения первых выпускников школы. Ярославцева Лена, Хейнонен Алексей, Воробьева Варвара (воспитанники Воробьева Р.Ф.) поступили в музыкальное училище им.Раутио на отделение духовых инструментов.

Сотрудничество с педагогами дополнительного образования дает возможность реализовать ценности дополнительного образования, понять их единство с ценностями основного образования. Примером может служить создание гимна Петровской школы, слова к которому написала учитель литературы О.М.Посаженникова, а музыку С.Ю.Стангрит.

Сотворчество учителей Петровской школы и педагогов дополнительного образования позволяет работать по авторским интегративным курсам, освоить новые педагогические технологии, формы и методы проведения уроков.

Т.к. учащиеся Петровской школы являются постоянными воспитанниками на протяжении нескольких лет педагогов Дворца, это дает возможность провести мониторинг индивидуального развития, роста, успехов детей.

Школа участвует в реализации программы ДТ “Роза ветров”, 70 % учеников Петровской школы поступают в школу, как рекомендованные для обучения, педагогами ДТДиЮ, как особо одаренные в творчестве.

Выше сказанное позволяет сказать, что в Дворцовской школе созданы условия для развития творческого потенциала конкретных детей.

Проблема самоориентации учащихся в условиях интеграции

школьного и дополнительного образования.

  1. Интеграция.

Исток – это творчество. Получение знаний, опыта в игровой деятельности, в процессе взаимодействия, объединения, сотворчества. Это форма внутренней организации взаимодействия (общения), создающая неповторимый, подчас уникальный психологический климат, особую атмосферу нравственности, благоприятствующая свободному саморазвитию индивидуальности, позволяющая выстроить ценностное отношение человека к миру и самому себе. Предполагает согласованность, упорядоченность и стабильность.

Взаимопроникновение школьного и дополнительного образования происходит и на уровне ценностей:

Дополнительное образование Школьное образование
Свободный выбор ЗУНы (без них не поступит, а дополнительное образование их расширит)
Индивидуальные программы развития  
Деятельные подход Постоянный контингент
  1. Проблемы интеграции школьного и дополнительного образования.
  1. Пути решения возникших трудностей.
  1. На уровне учеников:
  1. В среднем звене введение свободного урока (идея О.М.Посажениковой), например третьего, на котором ученики по коллективам Дворца (т.е. ребенку предлагаются программы и он может выбрать, но т.к. это урок, а его он пропустить не может, это и будет движущим механизмом);
  2. Мастер – класс и индивидуальные программы развития учащихся Школы;
  3. Научно-исследовательская деятельность;
  4. Работа в проектной культуре.
  1. На уровне педагогов:
  1. “Детям интересно тогда, когда педагоги станут интересны друг другу”. Поэтому им необходимо презентовать свои программы, идеи (например, на ярмарке педагогических идей);
  2. Создание методического объединения (педагоги Школы и Дворца, участвующие в интеграции и ее сопровождении), что позволит открыть дополнительное образование в основном и основное в дополнительном.
  3. Написание сквозных программ (четверть – модуль).

 

Мониторинг результативности синтеза основного и дополнительного образования

 

Петровская Школа находится в новых образовательных условий уже восемь лет. Нас радует и заботит интенсивное развитие нашей Школы в среде дополнительного образования, имя которому - Дворец творчества детей и юношества -Дворец развития подлинного творчества наших детей и нас самих. Радует, потому что в ней реализуются идеи создания комфортных и одновременно требовательных условий для развития талантливых и одаренных в творчестве детей. Заботит, потому что все мы являемся первопроходцами на пути осуществления идеи создания Школы, в которой соединяется базовое школьное и творческое образование ребенка. В связи с этим необходимо подвести определенные итоги реализации идей и приведение их в данность (создание на их базе программ). Для этого и предлагается представленный проект.

Цель: Изучение особенностей интеграционного процесса в Петровской школе и его влияния на развитие ребенка.

Задачи:

  1. Сформулировать основные аспекты интеграции в Петровской школе;
  2. Определить значение данного процесса в развитии ребенка;
  3. Создать банк методик, позволяющих в полной мере отразить изучаемое явление;
  4. Определить этапы проведения исследования с конкретизацией целей и задач каждого этапа;
  5. На каждом этапе исследования провести анализ результатов и по итогам спроектировать дальнейшую деятельность.

Объект: интеграция школьного и дополнительного образования.

Предмет: критерии интеграции и возможные аспекты развития личности ребенка в ходе этого процесса.

Гипотеза: поэтапное исследование интеграции позволит выявить аспекты развития личности ребенка в ходе этого процесса.

Этапы:

1. Социологическое исследование.

На данном этапе планируется провести социологический опрос детей и взрослых с целью изучения процесса интеграции в Школе.

В социологическом опросе примут участие школьники Петровской школы и из других школ города. Данный опрос направлен на изучение эмоционального отношения детей к школе и Дворцу, мотивации, что позволит провести сравнительный анализ результатов и сделать выводы об особенностях школы находящейся в образовательном пространстве Дворец -Школа.

Во втором социологическом опросе примут участие родители учеников Петровской школы. Данный опрос направлен на изучение эмоционального отношения детей к школе и Дворцу по мнению родителей и собственно отношение родителей к школе и Дворцу, на изучение мотивации, отношения родителей к интеграции в школе и того, какое влияние данный процесс оказывает на ребенка.

Методы исследования, интервьюирование, математическая обработка данных. Методики: анкета для учеников анкета для родителей

 

2 этап: Психологическое исследование.

На данном этапе будет проведено исследование с целью изучения влияния интеграции на развитие личности ребенка. Выбор методик будет определен по итогам первого этапа.

Предварительные результаты исследования показали, что интеграция оказывает влияние на отношение к школе как детей, так и родителей.

Что касается отношения детей к школе, то значительный процент детей (46%) отметили, что в школе заниматься нравится или очень нравится, хотя для Дворца такой же показатель выше (64%).

Эта разница появляется в основном за счет значительного количества тех, кому в школе “иногда нравится, иногда нет” (50%)

Родители полагают, что их детям в основном нравится ходить в школу и во Дворец, и этот показатель здесь выше (93% - и для школы и для Дворца), чем аналогичный у детей.

Основными мотивами посещения школы у детей являются: учебный (“здесь я учусь”), мотив общения (“нравится общаться со сверстниками”) и познавательный (“узнаю много интересного”). Таким образом, в школе создан благоприятный психологический климат, система обучения влияет на сохранение познавательной мотивации.

Интересно отметить, что родители считают наиболее важными эти же пункты.

Кроме того, некоторые дети отмечают, что в школе они “готовятся к будущей профессии”.

Тех же детей во Дворце привлекает возможность заняться любимым делом, проявить и реализовать творческие способности.

Родители информированы о интеграции дополнительного и основного образования, знают о наличии в школе действующего радетельско-попечительского совета, принимающего активное участие в жизни школы. Знают родители также о специализациях, введенных в классах школы.

Наиболее важными параметрами, влияющими на выявленное положительное отношение родителей к школе, являются: педагогический коллектив и его отношение к детям, а также организация воспитательного процесса.

В качестве основной идеи Дворца родители видят сотворчество с ребенком, ожидают развития творческого потенциала ребенка как результата дополнительного образования.

 

Занятость учащихся Петровской школы

в подразделениях ДТДиЮ в 2002-2003 году

 

Музыка – 149 человек

Флейта –2

Фортепиано – 10

Хор – 38

Синтезатор – 4

Духовые инструменты – 21

“Сезон надежд” – 26

Кантеле – 9

“Звуки музыки” – 3

“Звездочки Карелии” - 2

Народные инструменты – 5

Скрипка – 1

Вокальная группа – 28

Танцы – 66 человек

“Созвездие” - 21

Бальные танцы – 30

“Радуга” - 11

“Воробьишки” – 1

студия “Пластилин” 3

Спорт – 54 человека

Карате – 5

Теннис – 13

Рукопашный бой – 1

Тренажерный зал – 7

Баскетбол – 2

Футбол – 4

Аэробика – 9

Самбо – 8

Мини футбол – 5

ИЗО – 36 человек

Художественная студия – 36

Прикладное творчество – 22

Мягкая игрушка – 12

Керамика – 2

Театр “Илотар” – 8

 

Другое – 36

“Доверие” – 6

Археологический – 1

Школа космоса – 2

Клуб “Моя Карелия” – 1

“Веретенце” – 1

Клуб аквариумистов – 5

“Домовенок” - 2

 

Всего: 355 человек.

Обучается в школе 294 человека.

 

Диаграмма Содержание
Hosted by uCoz