Содержание

Общая характеристика.

Дворец творчества детей и юношества г. Петрозаводска - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, получившее своё название решением Петрозаводского городского Совета народных депутатов (N 2672) 4 декабря 1990 г.

Учредителем Дворца творчества детей и юношества является Администрация города Петрозаводска, действующая на основании Устава местного самоуправления г. Петрозаводска, зарегистрированного постановлением Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия “О регистрации Устава местного самоуправления” от 12.11.1999 г. N 308 ПР. Координацию деятельности Дворца творчества осуществляет комитет по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации города Петрозаводска. Свидетельство о регистрации N 3270 01 от 10 января 1994 г. выдано комитетом по экономике города Петрозаводска РК, 10.01.94 N 26.

Дворец творчества осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Конституцией РК, законодательством Российской Федерации, Республики Карелия, Законом РФ “Об образовании”, Законом РК “Об образовании”, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативно-правовыми актами Министерства образования РФ, Министерства образования и по делам молодёжи РК, органов местного самоуправления, Уставом и договором с Учредителем.

Тип: образовательное учреждение дополнительного образования детей

Вид учреждения: Дворец творчества

Адрес: 185035 г. Петрозаводск, ул. Красная, 8

Тел .: (8814) 78-41-35, 76-62-30.

E-mail: dtdu@petrodtd.karelia.ru , petrdvorec@narod.ru

Официальный сайт: http://www.petrdvorec.narod.ru

Содержание

Философия образования Дворца творчества детей и юношества. Концептуальные идеи дополнительного образования.

Философия образования Дворца как мировоззрение опирается на идеи значимых для педагогического коллектива подходов:

Основными принципами философии образования Дворца выступают:

Методологические подходы к проблемам дополнительного образования Дворца творчества детей и юношества подробно освещены в Образовательной программе , разделы IV - VI с. 5-14, а так же раздел VIII, с.24-27. Воспитательная система описана в разделе IX, с. 30-48 там же.

В соответствии с разработанной Концепцией развития ДТДиЮ и Программой деятельности эффективность и результативность работы учреждения можно увидеть через несколько параметров:

1. удовлетворенность детей содержанием и методами предоставляемых услуг, уровнем психологического комфорта (гуманистический подход);

2. непрерывность и комплексность образовательной деятельности (принцип уникальности);

3. реализация аксиологического подхода к разработке нормативно-правовой базы (принципы целостности, голографичности, уникальности, креативности, рефлексивности, открытости);

4. гармоничность детского коллектива Дворца по поло-возрастной характеристике;

5. самореализация педагогов в профессиональной деятельности;

6. готовность коллектива к совместной деятельности (4–6 принцип целостности).

Выделенные параметры определяют принципы и методы организации деятельности Дворца творчества детей и юношества, а также систему самоанализа учреждения.

Содержание

Историческая справка.

За свои 65 лет Дворец несколько раз менял названия и приоритеты в деятельности. Основанный по решению ВКП(б) в 1937 г., Дворец на многие десятилетия стал центром творческой жизни детей города.

С 1937 по 1941 г. Дворец пионеров являлся внешкольным учреждением, призванным удовлетворять всесторонние культурные запросы детей, развивать их способности, дарования в области науки, техники, искусства, призывал воспитывать детей в коммунистическом духе, в духе безграничной любви и преданности партии, социалистической Родине. Вся работа во Дворце строилась на самодеятельности и творческой инициативе детей, на том, что их привлекало и вело вперед.

Дворец пионеров помогал пионерской организации и школе в воспитании пионеров, школьников, организовывал массово-политическую, культурно-просветительскую работу, изучал и обобщал лучший опыт работы пионерских звеньев, отрядов, дружин.

Дворец пионеров проводил свою работу под руководством Городского отдела народного образования и городского комитета комсомола.

В 1947 г. состоялось открытие нового здания Дворца (во время войны Дворец творчества на Онежской набережной был разрушен). У Дворца появилась задача "посредством мероприятий через политмассовый отдел воспитать в ребятах чувство высокого патриотизма и беспредельной любви к Родине, повысить их дисциплину, трудолюбие и культуру. Воспитывать советскую детвору в духе интернационализма".

В 1951 г. была проведена реорганизация Дворца. Увеличилось количество кружков. Станция юннатов являлась единственным в республике учреждением для детей и взрослых по натуралистической работе. Дворец оставался идеологическим учреждением, оказывал помощь школам, вёл подготовку пионеров-инструкторов. Главной задачей Дворца в этот период было всемерное оказание помощи школам и пионерским организациям в постановке внеклассной работы, направленной на коммунистическое воспитание юных ленинцев, на повышение успеваемости в школах. В этот период было организовано совместно с ИУУ изучение и обобщение лучшего опыта пионерских вожатых, учителей по созданию новых интересных форм работы.

В период с 1954 по 1965 Дворец рос. Педагоги и кружковцы переехали в новое здание на ул. Еремеева. Во Дворце уже 40 кружков, 2063 кружковца. Дворец стал центром интернациональной работы с детьми, в нем успешно работала школа передового опыта пионерских работников. Появились новые формы работы: клубы интернациональной дружбы, школа пионерского актива, школа массовиков-затейников. Работа во Дворца проходила под девизом "Воспитание нового человека".

В 1967 г. строительство нового Дворца объявлено народной стройкой. Педагогический коллектив начал работать над темой "Развитие познавательной активности у детей". Появились новые формы работы с детьми: проведение больших городских мероприятий: "Ленинский митинг", "Парад юнармейцев", "Музыкаьная весна". В том же 1967 г. главным направлением в работе Дворца были названы работа с детьми и подростками по месту жительства и организация туристско-краеведческой работы."

В 1977 г. Дворец начал работать над проблемой воспитания общественной активности.

В 1979 г. отдел техники переехал в новое здание Дворца - Красная 8;. Во Дворце уже работал 101 педагог. Дворец начал работу над проблемой реформирования общеобразовательной и профессиональной школы.

С 1984 по 1990 гг. Дворец пионеров и школьников им. Ю.В.Андропова является идеологическим внешкольным учреждением, методической и идеологической организационной базой комсомольской и пионерской организаций, методическим центром по воспитательной работе. Дворец был организатором работы кружков по месту жительства, штабов, отрядов; досуговой деятельности с детьми города и республики. Во Дворце - 302 кружка, 4035 кружковцев.

В 1998 г. создана первая в России комплексная развивающая программа для детей 5-7 лет "Роза ветров". Она ознаменовала переход от методической работы с октябрятами к развивающей педагогике.

В 1990 г. Дворец творчества детей и юношества получил новый статус учреждения дополнительного образования детей, обеспечивающего право ребенка на дополнительное образование и свободное творчество. Дворец остаётся методическим центром для учреждений дополнительного образования, родителей, общественности города и республики. Дворец - центр поддержки детских социально значимых инициатив, центр организации досуговой деятельности ребенка и семьи. На коллегии Министерства народного образования Карелии был утвержден эксперимент на базе Дворца по созданию внешкольного учреждения нового типа. Однако этот проект так и не получил финансирования.

В сложных условиях без финансирования инновационной деятельности во Дворце разрабатывалась первая Концепция развития Дворца. Активно создавались новые программы: "Проектная культура" , "Наука", "Гармония", "Карелия" , "Слободка" , "Ориентир" , "Дар" , "Экология" и другие.

В 1990 г. Дворец начал многолетнее сотрудничество с Американским проектом Project Harmony Inc. Сотни детей и десятки педагогов Дворца побывали в Соединённых Штатах Америки. Дворец встретил десятки детских и профессиональных делегаций из США.

В 1992 г. педагогическим балом широко отмечается 55-летие Дворца. Этот год стал началом сотрудничества с Московским Институтом рефлексивной психологии сотворчества. Происходят изменения в структуре Дворца, появляются авторские концепции. Во Дворце организуются новые подразделения и программы "Город -Сад", "Школа горожан", школа №50 (сейчас - Петровская), "Открытый институт культуры", "Семья - сердце общества и родина для ребенка", "Семейный Университет", "Милосердие", международные проекты: "Шаг навстречу", "Балтийский университет".

"Школа горожан" была определена как одна из форм организации детско-юношеского самоуправления.

В 1993 г. на базе Дворца открывается средняя школа №50, в последствии получившая имя Петра I. Это было начало сложнейшего эксперимента по синтезу основного и дополнительного образования.

В 1994 г. прошла презентация в МО РК авторской программы Дворца творчества "Обновление содержания и организация образовательного процесса на основе педагогики сотворчества в учреждении дополнительного образования". Был спроектирован Открытый Университет культуры сотворчества демиургов и творян", создана информационно-консультативно-аналитическая служба (ИКА-с). Из хореографических коллективов “Мозаика” и “Дружба” возникли два новых: “Радуга” и “Созвездия”.

В 1995 г. предложен проект "Наследники" (по подготовке молодых кадров управления). Дворец находится в состоянии научно-практического поиска и эксперимента. Был создан радетельско-попечительский фонд и Совет; начали работу программы: "Сотворчество в управлении", "Открытие", "Совлечение", "Истоки". Дворец развернул первый экспериментальный лагерь на Беломорских петроглифах. Были спроектированы Школы наук и искусств.

В 1996-1998 гг. был спроектирован и начал работать Открытый Институт Чело-Века, открыта программа "Философия успеха". 1994 г – была спроектирована и начала работать Психологическая служба Дворца творчества - первая в республике психологическая служба дополнительного образования, на базе которой в 1999 г. была создана Школа рефлексивной психологии сотворчества. На новой концептуальной основе развернулись практико-исследовательские Конференции Дворца. Открылась Детская Художественная школа.

В 1998 г. директор Дворца творчества становится Министром образования в новом Правительстве РК.

С 1998 по 2000 гг. во Дворце происходит ротация кадров управленческой команды. В команде управления по разным причинам меняется более 10 человек. Эти годы стали периодом инновационных преобразований, развития дополнительного образования как основного творческого образования, конкурентоспособного на рынке образовательных услуг. Это был важный период в становлении и развитии авторских школ и программ. В этот период приоритеты инновационной деятельности на равных с командой соуправления определяют содержательные лидеры, авторы образовательных программ и проектов. Так, начал работу авторский проект по музыкальной терапии, который дал содержательный материал для 3-х международных конференций. Театр моды “Вернисаж” распадается и порождает два новых самобытных авторских коллектива: “Илотар” и “Подиум”. Проходит Первый Всероссийский фестиваль “Кижские купола”, породивший добрую традицию встреч хореографических коллективов на земле Карелии.

Финансирование инновационных проектов почти полностью ложится на их авторов и родителей воспитанников. Число воспитанников Дворца растёт несмотря на демографический кризис. Во Дворце занимается уже свыше 5 000 детей и подростков.

В 2000 г. открывается первая городская экспериментальная площадка “Кантеле-Тало”, совместный проект Дворца творчества и Педагогического Университета. Открывается Центр открытого доступа и обучения Интернет.

В 2001 г во Дворце был открыт Центр развития дополнительного образования - преемник Открытого Университета культуры сотворчества. Проведен летний лагерь для детей с проблемами в здоровье как социальный театр “Жизнетворчества”. Обсерватория Дворца отпраздновала свое 20-летие.

2002 г. - юбилейный год, 65-летие Дворца. Творческие коллективы готовят презентации авторских программ и отчётных концертов: “Серебряные звуки”, “Лаулу”, “Кижские купола”. Выпущены юбилейные “Диалоги” коллективов, проведена практико-исследовательская Конференция Дворца, презентация которой выведена в Internet. В 2002 г. – проводится самоанализ деятельности Дворца перед выходом на аттестацию.

Содержание
Hosted by uCoz