Содержание

Связи со школами

Исторический аспект. Одним из главных направлений деятельности Дворца была идеологическая методическая функция: работа со старшими пионерскими вожатыми, руководителями школьных музеев, ленинских залов, курирование программы “Моя Родина СССР”, подготовка кадров для школьных лагерей, летней работы с детьми, организация досуговой работы со школами. Участие в проверке школ совместно с ГУНО. Дворец осуществлял курирование всей воспитательной работы в городе.

После того как с учреждения была снята идеологическая функция, в основных направлениях деятельности Дворца осталось только методическая работа с начальниками лагерей и с воспитателями по организации досуга и лета. На протяжении ряда лет проводились семинары для классных руководителей. Мы были людьми, которые поддерживали институт освобожденных классных руководителей. Всегда искали в школе людей, способных нам помочь расширить кругозор ребенка по возможностям города и Дворца. Участвовали в разработке и реализации воспитательных программ города.

Следующим этапом стала организация работы через развивающие программы. Методическая функция была определена на работу внутрь Дворца (создание дополнительных образовательных программ). В этот же период появились профильные организации, которые взяли на себя функции Дворца: Музейный центр – работа со школьными музеями. Отдел по делам молодежи – со школьными клубами и т. д.

Но во Дворце остались программы работы с классными коллективами школ. Сначала стали работать с теми классными руководителями, которые поверили в новое образовательное и досуговое поле, развивающее ребенка и вместе с детьми пришли в программы “Ориентир”, “Институт Человека”, “Школа во Дворце”, “Моя Карелия”, “Школа экологии”, “Роза ветров”. Принципиально важным здесь было, чтобы программы помогли ребенку не только в обретении личного интереса, но и адаптации в коллективе класса. Успех ребенка помогал ему адаптироваться в классе, решались проблемы, возникающие в классных коллективах. Этому также способствовали программы “Права человека”, “Я и другие” (направленные на улучшение взаимоотношений детей в классных коллективах).

Комплексные развивающие программы Дворца творчества позволили многим школам города реализовать воспитательную работу на базе многопрофильного учреждения дополнительного образования детей. Школы доверили Дворцу эту воспитательную работу, которая были и коллективной и личностно-ориентированной. В школах сложился имидж Дворца, как творческого центра, способного дать “подпитку” мыслительной активности детей и выполнить функцию развивающего досуга. Также, чрезвычайно важным является то, что Дворец стал тем местом, где сохранились традиции воспитательной работы города.

Работа Дворца со школами продолжается уже на протяжении десятков лет, сохраняется преемственность. Школы и родители, как заказчики, постоянно отслеживают результативность воспитательной работы. Через эти программы ежегодно проходили тысячи детей.

В настоящее время со школами во Дворце работают комплексная развивающая программа “Роза ветров” (со шк. 30, 40 - 180 человек), “Школа во Дворце” (со шк. 14, 29, 28, финно-угорская школа – 180 человек), “Школа Космоса” (180 человек), “Моя Карелия” (287 человек), Программа “В гости к первобытному человеку (195 человек).

Содержание

Проблемно-ориентированный анализ. Анализ результатов мониторинга образовательной деятельности Дворца творчества детей и юношества.

Дворец творчества детей и юношества на протяжение 2 лет проводит мониторинг по дополнительным образовательным услугам в рамках Школы рефлексивной психологии сотворчества ДТДиЮ.

В системе проводятся исследования по изучению востребованности услуг в сфере дополнительного образования и качества образования.

Изучение востребованности услуг в 2000-2001 у.г. в ходе телефонного опроса родителей детей от 5 до 17 лет, показало, что большая часть детей занимается чем-то ещё кроме школы. Это – занятия в коллективах муниципальных и республиканских учреждений дополнительного образования детей, в частных фирмах, с репетиторами, иногда – самостоятельные занятия ребёнка дома.

Непосредственно в учреждениях дополнительного образования детей (дома творчества, клубы, кружки в школах, ДЮСШ), по данным, полученным в ходе телефонного опроса, занимается 45% детей, при этом 6% от общего числа опрошенных ходят в 2-3 коллектива одновременно. Всего, в городе дополнительные образовательные услуги получают 70% детей (учитывая художественные и музыкальные школы).

Больше всего детей и подростков в городе занимаются спортивными видами деятельности (48%). Следующие по востребованности направления: танцевальное (19%), музыкальное (13%), иностранные языки (11%), прикладное творчество (8%), художественное (6%), школьные предметы (4), театральное (2%), информатика, фольклорное, эколого-биологическое, техническое (по 1 %). Причём, девочки выбирают преимущественно танцевальное, прикладное и художественное направления, мальчики - спортивное. В основном родители удовлетворены занятиями детей (83%)

Структура социального заказа семьи на дополнительное образование близка к реальной структуре занятости детей. Запрос на спорт – 31%, танцевальное – 16%, музыкальное – 15%, художественное творчество – 11%, техническое творчество – 8%, прикладное творчество, компьютеры, иностранные языки по 5%, эколого-биологическое –2%, психологическое – 1%.

В основном дополнительное образование города ориентировано на удовлетворение социального запроса ребёнка. Соотношение интересов при поступлении ребёнка в коллектив следующее: 63% - по желанию ребёнка, 23% - по желанию родителей (в основном – для дошкольников и младших школьников), 14% - по обоюдному желанию. Девочки имеют несколько большую свободу выбора по сравнению с мальчиками.

Родители в основном ориентированы на дополнительное образование потому, что ребёнок занимается тем, что ему нравится (24%), реализует и развивает свои способности (12%), укрепляет здоровье, физически развивается (12%), возможно, выбирает свою будущую профессию (8%). Также родители заинтересованы в умственном развитии (5%), общем развитии (5%), развитии женских (5%) и мужских (2%) качеств, в творческим развитии (3%) и навыках самозащиты (2%) своих детей. Нельзя не учитывать и того момента, что родители часто заинтересованы и в том, чтобы их ребёнок просто “не болтался” на улице (6%).

Таким образом, социальный заказ семьи представляет собой ориентацию на удовлетворение запроса ребёнка, его здоровье, разностороннее развитие и защищённость, допрофессиональную подготовку.

Родители г. Петрозаводска отдают Дворцу творчества предпочтение среди других образовательных учреждений 23% выборов. Только 9% родителей хотят, чтобы их ребёнок занимался на базе школы.

В 2001-02 у.г. предметом исследования стало изучение запроса детей г. Петрозаводска на вариативное дополнительное образование . Исследование проводилось совместно с ГКО администрации г. Петрозаводска. Данные были получены по 554 ч., исследование носит характер пилотажного. По полученным данным ситуация такова:

Дополнительным образованием занимаются 62% детей от общего числа детей города если расчёт вести на 1 ребёнка (занимается/ не занимается). Полученные данные совпадают с результатами исследования, проводившегося в 2000-2001 у.г. [Телефонный опрос: Востребованность услуг в сфере дополнительного образования в семьях города Петрозаводска].

В том числе занимаются:

Расчёт %

В одном кружке

В 2-х

В 3-х и более

От общего числа

44%

15%

3%

От числа занимающихся

71% (3/4)

23 (1/4)

5% (1/20)

Таким образом, мониторинг показал, что существует выраженный запрос на вариативное дополнительное образование - 15% детей живущих в Петрозаводске. Однако, только незначительный процент (3%) занимается в 3 и более коллективах. Анализ контингента воспитанников Дворца показывает, что это как правило дети многосторонне одарённые, умеющие хорошо распределять своё свободное время. Также цифру 3% дают комплексные образовательные программы, когда дети получают дополнительное образование всем классным коллективом.

Содержание

Изучение социального заказа.

Изучение социального заказа - востребованности услуг в сфере дополнительного образования в семьях города Петрозаводска (результаты телефонного опроса с декабря 2000 по февраль 2001)

Опрашивались родители, и другие взрослые, принимающие активное участие в воспитании детей (бабушки, дедушки) возраста от 5 до 17 лет.

Опросник рассчитан на одного ребенка и количество опрошенных совпадает с количеством детей, о воспитании которых задавались вопросы.

Всего в городе насчитывается около 80 тысяч квартирных телефонных номеров, и при проведении опроса дети соответствующего возраста встречались примерно в 10 -15 % случаев. Таким образом, можно сказать, что данная выборка взята из генеральной совокупности численностью 8-10 тысяч человек.

Таким образом, цифра 70% составляется из занимающихся не только в учреждениях дополнительного образования, но и в учреждениях культуры, у частников, и т.д., а также вследствие посещения одним ребенком не одного, а двух-трех объединений. Тем не менее, даже по самым жестким оценкам, учреждения д.о. посещают до 45% детей, в то время как по России эта цифра составляет 35%.

Родители в основном отмечают, что их дети сами приняли решение о том, чем они будут заниматься. Девочкам предоставляется несколько большая свобода при выборе вида занятий. Однако влияние взрослых на выбор ребенка можно считать значительным (Вопрос 7). Поэтому для команды управления и для педагогов Дворца очевидна необходимость плодотворного взаимодействия с родителями, общественностью, освещение работы Дворца в СМИ (см.: Научно-методическое сопровождение. Радиопередачи. Телевизионные передачи. Публикации.)

Тем не менее, изучение структуры запроса не позволяет говорить о ее дифферинцированности. Также затруднение у родителей вызвал и вопрос об учреждениях, предоставляющим дополнительное образование (Вопрос 13).

Однако очевидно, что родители предпочитают многопрофильные учреждения и авторитет Дворца творчества в городе высок (Вопрос 13).

Учитывая, что родители заинтересованы в дополнительном образовании, обеспечивающим ребенку реализацию его запроса и ориентированы на многопрофильные учреждения, важно было исследовать и учесть возможные препятствия, мешающие родителям познакомить детей с новыми для них возможностями.

Содержание
Hosted by uCoz