|
||||||
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о VIII Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ
дополнительного образования детей, посвященном 90-летию
государственной системы дополнительного (внешкольного) образования
детей
VIII
Всероссийский конкурс авторских программ дополнительного образования
детей,
посвященный 90-летию государственной системы дополнительного
(внешкольного)
образования детей (далее - Конкурс) проводится с целью обновления
содержания
дополнительного образования детей.
Задачи
Конкурса:
-
повышение качества и доступности дополнительного образования детей;
-
повышение роли учреждений дополнительного образования детей в
становлении
личности ребенка;
-
развитие творческого потенциала и повышения профессиональной
квалификации
педагогов;
-
выявление и распространение лучшего педагогического опыта.
Конкурс
проводится по следующим номинациям:
-
научно-технической;
-
спортивно-технической;
-
художественной;
-
физкультурно-спортивной;
-
туристско-краеведческой;
-
эколого-биологической;
-
социально-педагогической
Участники
Конкурса
В Конкурсе могут
принять
участие педагогические работники образовательных учреждений всех типов
и видов
независимо от ведомственной подчиненности.
Руководство
Конкурсом
Подготовку
и проведение Конкурса осуществляет Оргкомитет (приложение 1). Для
подготовки и
проведения региональных конкурсов создаются соответствующие
оргкомитеты.
Оргкомитет
проводит заочный этап и финал Конкурса, утверждает состав жюри и итоги
Конкурса
по каждой номинации.
Участникам
финала необходимо защитить свою авторскую программу в соответствии с
положением
о Конкурсе.
Расходы по
командированию
участников финала берут на себя органы управления образованием
субъектов
Российской Федерации.
Сроки
и порядок проведения Конкурса
Конкурс
проводится с ноября 2007 года по май 2008 года.
1
этап - ноябрь 2007 года - февраль 2008 года - региональные конкурсы.
2
этап - март-апрель 2008 года - заочный федеральный.
3
этап - май-ноябрь 2008 года - финал Конкурса.
Для
подведения итогов Конкурса в адрес Оргкомитета (ул. Люсиновская,
1.
Заключение органов управления образованием субъектов Российской
Федерации (на
каждую представляемую авторскую программу) о выдвижении авторских
программ
дополнительного образования детей для участия в Конкурсе (указать
номинацию),
включающее в себя:
-
наименование авторской образовательной программы;
-
сколько лет автор (авторы) реализует данную программу, ее эффективность
и результаты;
-
сведения об авторе (авторах) образовательной программы (фамилия, имя,
отчество,
год рождения, образование, место работы, должность, адрес и телефон
образовательного учреждения и автора).
2.
Тексты авторских программ (в 2-х экз.) и дискеты с записями программ (в
формате
Microsoft Word).
Примечание:
программы, присланные на Конкурс, не возвращаются.
Программы
должны соответствовать Примерным требованиям к образовательным
программам
дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11
декабря
Подведение
итогов Конкурса
Победителям
Конкурса присваивается звание Лауреата с вручением памятных призов.
Оргкомитет
учреждает дипломы и специальные призы участникам финала.
Справки по телефону:
(495)
237-85-91 - Калиш Ирина Викторовна, начальник отдела воспитания и
дополнительного образования детей Управления по делам молодежи,
воспитания и
социальной защиты детей Рособразования.
Файлы к материалу:
§
Приложение
1.
Оргкомитет VIII Всероссийского конкурса авторских образовательных
программ
дополнительного образования детей (.doc, 46 Кб)
§
Приложение
2.
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(.doc,
44 Кб)
Приложение
2
к Положению
о VIII Всероссийском конкурсе образовательных
программ
дополнительного образования детей
Приложение к письму
Департамента молодежной
политики, воспитания и
социальной поддержки детей
Минобрнауки России
от 11.12.2006
№ 06-1844
В
соответствии со статьей 9 Закона
Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон)
образовательная
программа определяет содержание образования определенных уровня и
направленности. В системе общего образования реализуются основные и
дополнительные
общеобразовательные программы, направленные
на решение задач
формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, на
создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных
образовательных программ.
Основные и дополнительные общеобразовательные
программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях,
образовательных учреждениях начального общего, основного общего,
среднего
(полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в
развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей (законных представителей), согласно пункту 1 статьи
17
Закона.
Дополнительные
образовательные программы и дополнительные образовательные услуги
реализуются в
целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей
граждан,
общества, государства (статья 26 Закона).
К
дополнительным образовательным программам относятся образовательные
программы
различной направленности, реализуемые:
в
общеобразовательных
учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования
за
пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в
образовательных учреждениях дополнительного образования
детей (Типовое
положение об образовательном учреждении
дополнительного образования детей утверждено постановлением
Правительства
Российской Федерации от 7 марта
Содержание дополнительных
образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона
установлено, что содержание образования в конкретном
образовательном учреждении определяется образовательной
программой
(образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и
реализуемой этим
образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является
одним из
факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации;
формирование у обучающегося
адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной
программы
(ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и
гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного
на
совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в
соответствии с
учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих
выпускников несет образовательное учреждение в установленном
законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3
статьи 32
Закона.
Целями и задачами
дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение
обучения,
воспитания, развития детей. В связи с чем,
содержание
дополнительных образовательных программ должно:
соответствовать:
- достижениям
мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям
регионов;
- соответствующему
уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему,
среднему (полному)
общему образованию);
- направленностям
дополнительных образовательных программ (научно-технической,
спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной,
туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической,
социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
- современным
образовательным технологиям, отраженным в принципах
обучения (индивидуальности,
доступности, преемственности, результативности); формах и методах
обучения
(активных методах дистанционного обучения, дифференцированного
обучения,
занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.);
методах
контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого
оборудования,
инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в
объединении).
быть направлено на:
- создание условий
для развития личности ребенка;
- развитие
мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение
эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение
обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику
асоциального поведения;
- создание
условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе
мировой и
отечественной культур;
- целостность
процесса психического и физического, умственного и духовного развития
личности
ребенка;
- укрепление
психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура
дополнительной образовательной программы.
Дополнительная
образовательная программа, как правило, включает следующие структурные
элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную
записку.
3.
Учебно-тематический план.
4. Содержание
изучаемого курса.
5. Методическое
обеспечение.
6. Список литературы.
Примерные требования к
оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной
образовательной программы.
1. На
титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется
указывать:
- наименование
образовательного учреждения;
- где, когда и
кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название
дополнительной образовательной программы;
- возраст
детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации
дополнительной образовательной программы;
- Ф. И.О.,
должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название
города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная
образовательная программа;
- год разработки
дополнительной образовательной программы.
2. В
пояснительной записке к дополнительной образовательной программе
следует
раскрыть:
- направленность
дополнительной образовательной программы;
- новизну,
актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи
дополнительной образовательной программы;
- отличительные
особенности данной дополнительной образовательной программы от уже
существующих
дополнительных образовательных программ;
- возраст детей,
участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы;
- сроки
реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность
образовательного процесса, этапы);
- формы и режим
занятий;
- ожидаемые
результаты и способы их проверки;
- формы
подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
(выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские
конференции и т.
д.).
3. Учебно-тематический
план дополнительной образовательной программы может содержать:
- перечень
разделов, тем дополнительной образовательной программы;
- количество часов
по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание изучаемого
курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:
- краткое описание
тем дополнительной образовательной программы (теоретических и
практических
видов занятий).
5. Методическое
обеспечение может включать описание:
- форм
занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной
образовательной
программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и
т.д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного
процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- форм
подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной
образовательной
программы.
6. Список
использованной литературы.