Оценка эффективности образовательной деятельности МОУ ДОД Дворец творчества детей и юношества

Отчет о проведении мониторинга образовательного процесса в коллективах ДТДиЮ за 2004-07 годы

МОУ ДОД ДТДиЮ, отдел ЦРДО

Арапова Е.С., Петров П.В., Раевская Е.А.

Оценка эффективности образовательной деятельности – необходимый этап организационно-управленческой деятельности. В 2002-2004 гг. психологической службой Дворца творчества проведена большая работа по разработке психолого-педагогических критериев и процедуры оценки эффективности деятельности многопрофильного учреждения дополнительного образования детей.

Оценка эффективности данной образовательной программы является частью работы по оценке эффективности всего образовательного учреждения, которая определялась через:

Выбранные критерии оценки наиболее полно соответствуют миссии Дворца – одарить, поддержать ребенка в самостоятельном выборе им своего жизненного пути, в воплощении его ценностей, смыслов, целей, интересов. Помочь ребенку преодолеть жизненные препятствия, сохранить человеческое достоинство, одарить других своими талантами, идеями, сотворческими дерзаниями.

Мотивация учебной деятельности как показатель эффективности образовательной деятельности определяет готовность обучающихся к самостоятельному усвоению необходимых знаний и умений. Готовность через шанс, подаренный дополнительным образованием, прийти к жизненному успеху.

Удовлетворенность детей различными сторонами образовательного процесса показывают удовлетворенность содержательной и организационной сторонами образовательного процесса. Она является интегративной характеристикой его успешности, отражающей степень благоприятности психологической атмосферы в образовательном учреждении, единство целевых установок и уровень коммуникативных отношений между участниками образовательного процесса. Удовлетворенность детей и педагогов в немалой мере определяется и возможностью их самореализации в учебном процессе, включая востребованность творческого потенциала. Этот показатель также характеризует и степень учебно-материального оснащения образовательного учреждения.

Воспитанность. Одним из важных показателей деятельности образовательного процесса является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность обучающегося как мера соответствия развитых социально-ценностных отношений и функций ребенка, обеспечивающих полноту человеческой жизни, уровню культуры, который достигнут обществом на актуальный момент его развития.

Методом исследования было выбрано анкетирование. За основу взяты анкеты для изучения психолого-педагогических показателей деятельности школы1. Для проведения исследования были адаптированы анкеты для изучения мотивации учебной деятельности, ценностных ориентаций и удовлетворённости образовательным процессом в учреждении дополнительного образования детей. Мониторинг эффективности образовательного процесса был проведен в 27 коллективах Дворца по 10 направленностям:

Таблица 1Список коллективов Дворца, участвовавших в проведении мониторинга

Направленность

Название программы

Название коллектива

  1. Социально-педагогическая

  1. «Путешествие за главным»

Детское объединение «Орбита»

  1. «Собственный выбор»

Психологическое сопровождение кадетских классов МЧС шк.№5


  1. Культурологическая

  1. «Моя газета»

Газета для детей и подростков

  1. «Школьная газета»


  1. «Костюм 19 века»


  1. Киностудия


  1. Эколого-биологическая

  1. «Мой Край»


  1. «Удивительное рядом


  1. Веселый зоосад


  1. «Природа и фантазия»



  1. Художественно-эстетическая

  1. «Чтобы сказка зазвучала»

Театр – студия «Звуки музыки»

  1. «Воробьишки»


  1. «Феерия»

Ансамбль современного танца

  1. «Песня за руку ведет меня»

Кандидатский хор «Теллерво»

  1. «Прикоснуться к искусству»

Старший хор «Теллерво»

  1. «РаДушка»


  1. «Вязаная мода»


  1. Театральная студия


  1. Спортивно-техническая

  1. «Фрегат»

Судомодельная лаборатория

  1. Физкультурно-спортивная

  1. «Брейк-данс»


  1. Атлетическая гимнастика


  1. Теннис


  1. Туристско-краеведческая

  1. Спортивное ориентирование


  1. «Моя Карелия»

Этнографический музей


  1. Военно- патриотическая

  1. «Самбист»



  1. Естественно- научная

  1. «Археология и этнография»


  1. Научно-техническая

  1. Программы на базе школ



1. Мотивация учебной деятельности обучающихся во Дворце

Мотивация учебной деятельности как показатель эффективности образовательной деятельности определяет готовность обучающихся к самостоятельному усвоению необходимых знаний и умений. Готовность через шанс, подаренный дополнительным образованием, прийти к жизненному успеху.

Диаграмма 1

1) В исследовании приняли участие 243 обучающихся младшего и среднего школьного возраста (8-14 лет) из 20 коллективов ДТДиЮ. Статистически значимо преобладают средний и высокий уровни сформированности мотивации учебной деятельности (Диаграмма 1). Сумма процентов высоких и очень высоких уровней развития мотивации учебной деятельности превышает процент среднего уровня.

Диаграмма 2

2) В исследовании приняли участие 177 обучающихся старшего школьного возраста (14-18 лет) из 16 коллективов ДТДиЮ. Статистически значимо преобладают средний и высокий уровни сформированности мотивации учебной деятельности (Диаграмма 2).

1.1. Виды мотивов

В ходе исследования в понимании мотивации учебной деятельности мы опирались на соответствующую концепцию А.К. Марковой2.

Все мотивы учебной деятельности были поделены в соответствии с высотой их уровня развития на внешние («меня заставили»); игровые; мотивы, связанные с получением оценки окружающих; позиционные (узкосоциальные); социальные и учебные (познавательные) мотивы.

1) В исследовании приняли участие 243 обучающихся младшего и среднего школьного возраста (8-14 лет) из 20 коллективов ДТДиЮ.

Для данной выборки характерно высокое значение позиционных мотивов и собственно учебных (познавательных) мотивов (Диаграмма 3). О высокой активности детей как субъектов образовательного процесса свидетельствует низкий уровень внешних мотивов и мотивов, ориентированных на оценку.

Диаграмма 3


Позиционные мотивы связаны с желанием занять определённую позицию в отношениях с окружающими, заслужить авторитет. Сравнительное преобладание таких мотивов у более младщих детей может быть связано с тем, что детские коллективы этих возрастов сформированы в меньшей степени, нежели коллективы, состоящие из детей 9-11 классов. Относительно меньшая сформированность детских коллективов более младшего возраста вполне объяснима и повышает субъективную значимость положения в группе сверстников.

2) В исследовании приняли участие 177 обучающихся старшего школьного возраста (14-18 лет) из 16 коллективов ДТДиЮ. Для данной выборки характерно высокое значение учебных (познавательных) мотивов. Достаточно высокий также, по сравнению с остальными уровень позиционных мотивов (диаграмма 4).

Диаграмма 4

У более старших детей начинают преобладать собственно учебные мотивы. Это позволяет предположить положительную динамику мотивации учебной деятельности в ходе занятий во Дворце. Особо хочется отметить роль игровых мотивов. Для младших детей их уровень значимо ниже теоретически случайного, для старших – примерно достигает этого уровня. Однако, как видно из диаграмм, уровень игровых мотивов старших детей выше, чем у младших. Как нам кажется, это может быть объяснено за счёт повышения значения рекреативной функции дополнительного образования для более старших детей. Такое повышение может быть связано со сравнительным повышением учебной нагрузки старшеклассников в общеобразовательной школе.

2. Удовлетворённость образовательным процессом во Дворце всех его субъектов.

Удовлетворенность детей различными сторонами образовательного процесса показывают удовлетворенность содержательной и организационной сторонами образовательного процесса. Она является интегративной характеристикой его успешности, отражающей степень благоприятности психологической атмосферы в образовательном учреждении, единство целевых установок и уровень коммуникативных отношений между участниками образовательного процесса. Удовлетворенность детей и педагогов в немалой мере определяется и возможностью их самореализации в учебном процессе, включая востребованность творческого потенциала. Этот показатель также характеризует и степень учебно-материального оснащения образовательного учреждения.

В «деятельностный» блок входит удовлетворенность такими сторонами обучения, как учет способностей и интересов учащегося, изложение нового материала, задания для самостоятельной работы, возможность самостоятельно организовывать свою деятельность и нести ответственность за её результаты.

«Организационный» блок предполагает создание образовательной среды – благоприятных условий для развития личности каждого обучающегося.

«Социально-психологический» (коммуникативный) блок включает в себя вопросы, связанные с психологической атмосферой в коллективе и во Дворце в целом. Сюда относятся: чувство комфорта в отношениях со сверстниками и педагогами, отсутствие конфликтов с родителями по поводу занятий, отсутствие конфликтов в педагогическом коллективе, возможность получить необходимую помощь и поддержку.

«Административный» (управленческий) аспект – управление понимается как установление оптимальных связей и отношений между всеми компонентами образовательного процесса, что предусматривает создание наилучших условий осуществления образовательного процесса, применение обоснованных и эффективных управленческих решений, наилучшая организация образовательного процесса и его своевременная корректировка.

    1. В исследовании приняли участие 220 обучающихся младшего и среднего школьного возраста (8-14 лет) из 17 коллективов ДТДиЮ.

Диаграмма 5


Блок 1. деятельностная сторона

Блок 2. организационная сторона

Блок 3. социально-психологическая сторона

Блок 4. административная сторона

Итоговый индекс удовлетворенности – 86%, что выше 70 % (минимальное - 81%, максимальное – 90%) и соответствует высокой удовлетворенности образовательным процессом в целом. Наибольшие баллы по удовлетворенности относятся к социально-психологической и деятельностной стороне учебно-воспитательного процесса (диаграмма 5).

    1. В исследовании приняли участие 188 обучающихся старшего школьного возраста (8-14 лет) из 15 коллективов ДТДиЮ (диаграмма 6).

Диаграмма 6


Блок 1. деятельностная сторона

Блок 2. организационная сторона

Блок 3. социально-психологическая сторона

Блок 4. административная сторона

Итоговый индекс удовлетворенности – 84%, что выше 70 % (минимальное - 70%, максимальное – 91%), что соответствует высокой удовлетворенности образовательным процессом в целом. Наибольшие баллы по удовлетворенности относятся к социально-психологической и деятельностной стороне учебно-воспитательного процесса.

    1. В исследовании приняли участие 77 педагогов ДТДиЮ из 13 коллективов ДТДиЮ (Диаграмма 7).

Диаграмма 7



Блок 1. деятельностная сторона

Блок 2. организационная сторона

Блок 3. социально-психологическая сторона

Блок 4. административная сторона

Итоговый индекс удовлетворенности выше 70 % (минимальное - 70%, максимальное – 91%), что соответствует высокой удовлетворенности образовательным процессом в целом. Наибольшие баллы по удовлетворенности относятся к социально-психологической и деятельностной стороне учебно-воспитательного процесса.

    1. В исследовании приняли участие 278 родителей детей, обучающихся в ДТДиЮиз 13 коллективов ДТДиЮ (Диаграмма 8).

Диаграмма 8


Блок 1. деятельностная сторона

Блок 2. организационная сторона

Блок 3. социально-психологическая сторона

Блок 4. административная сторона

Итоговый индекс удовлетворенности выше 70 % (минимальное - 70%, максимальное – 91%), что соответствует высокой удовлетворенности образовательным процессом в целом. Наибольшие баллы по удовлетворенности относятся к социально-психологической и деятельностной стороне учебно-воспитательного процесса.

3. Сформированность ценностных ориентаций обучающихся в коллективах Дворца (старший школьный возраст)

Воспитанность рассматривается как активная позиция, проявляющаяся в отношениях личности к действительности, в готовности к выбору жизненной позиции.

Ценностные ориентации выполняют роль внутренних стимулов, а также роль критериев, с опорой на которые личность осуществляет свое поведение и деятельность. Основополагающими являются жизненные ценности, относящиеся к сфере человеческих отношений, всесторонне учитывающие основные потребности личности, интегрирующие в себе направленность на социальную адаптацию и индивидуализацию, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры, усилиях педагогического коллектива в этом направлении.

К таковым ценностям относятся: познание, личность («Я- ценность», «Другой- ценность»), ОПД (общественно-полезная деятельность) ответственность.

Познание рассматривается как возможность личности чувствовать и ощущать себя в реальной жизни, раскрывать и объяснять окружающий мир в доступной для себя форме, обретать собственный опыт и знания, успешно действовать с образовательной среде.

«Я - ценность» обретается посредством формирования позитивного отношения к себе, целостного восприятия себя как индивидуальности, осознание себя как целостной личности в качестве субъекта деятельности, не только отвечающего на внешние воздействия среды, но и сознательно регулирующего, контролирующего, видоизменяющего влияние этих воздействий и собственное поведение.

«Другой - ценность» базируется на восприятии и признании другого человека как ценности, проявляется как социальная ориентация на точку зрения другого, его эмоциональное состояние, его поступки на основе сопереживания, сочувствия и понимания, осознания необходимости соотнесения собственного поведения с побуждениями и поведением других людей.

Общественно- полезная деятельность рассматривается как проявление обучающимися социальной активности, их целенаправленное участие в преобразовании окружающего мира, осознание себя общественно- значимым субъектом.

Диаграмма 9

Ответственность базируется на осознании и принятии человеком необходимой зависимости его поведения от общественных целей и ценностей, ее следует понимать как внутренний источник способности адекватного самоопределения субъекта в системе «человек-мир», как перспективу развития потребности личности в самоактуализации.

В изучении сформированности ценностных ориентаций приняли участие 149 обучающихся старшего школьного возраста (8-14 лет) из 17коллективов ДТДиЮ.

В данной выборке (диаграмма 7) наиболее высокий уровень баллов набран по шкале «познание», что свидетельствует об истинной роли в жизни обучающихся учебного процесса, понимании ими значения образования. Характерна высокая потребность в познании, познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, является важным содержательным моментом в жизни.

Преобладание среднего уровня баллов по шкале «я- ценность» показывает, что обучающиеся достаточно много внимания уделяют собственному «я», стараются быть позитивными в самовосприятии, серьезно задумываются о способах самовыражения.

Средний уровень баллов по шкале «другой- ценность» свидетельствует о признании индивидуальности другого человека как ценности, об уважении других, при этом существует нехватка умения безусловно воспринимать другого и конструктивного общения на основе учета индивидуальных особенностей другого.

Средний уровень баллов по шкале «ОПД» указывает на понимание старшеклассниками важности общественно-полезной деятельности, об их готовности отдавать ей некоторую часть своего времени, однако это чаще всего не результат их личной инициативы и самостоятельности.

Средний уровень баллов, набранных по шкале «ответственность» говорит о признании важности ответственности как личностного качества, о стремлении проявлять ее в своих поступках, однако не всегда возможно понимание и осознание мотивов собственных действий.

6. Выводы

  1. В ходе исследования был выявлен достаточно высокий уровень развития мотивации учебной деятельности детей всех возрастов. Причём отмечается рост уровня мотивации в связи с увеличением возраста детей. Также для более старших детей характерен рост числа собственно учебных мотивов. В свою очередь, у детей всех исследованных нами возрастов статистически незначимыми оказались внешние мотивы и мотивы, связанные с получением оценки окружающих.

  2. Ценностные ориентации детей, занимающихся во Дворце, развиты на среднем и высоком уровнях. Наибольшее развитие у детей, занимающихся во Дворце, получила ценность познания.

  3. Все субъекты образовательного процесса (обучающиеся, их родители и педагоги) им в целом удовлетворены. Отмечается наибольшее удовлетворение деятельностной и социально-психологической сторонами образовательного процесса.

  4. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о высокой эффективности Дворца как учреждения дополнительного образования.

  5. Все вышеописанные изменения характерны для детей, занимающихся во Дворце независимо от того, в каком коллективе они занимаются. Это позволяет сделать выводы о возможности представить вышеописанные характеристики как особенности единого образовательного пространства Дворца.


Таблица 2Сводная таблица данных мониторинга эффективности деятельности ДТДиЮ за 2005-2007 годы

Направление мониторинговых исследований

Тематика мониторинговых исследований

Цель проведения мониторингового исследования

Год

Результат мониторингового исследования

1

Монторинг психолого-педагогических показателей эффективности деятельности МОУ ДОД ДТДиЮ

Изучение мотивации учебной деятельности обучающихся в ДТДиЮ

Выявление общего уровня развития и структуры мотивации учебной деятельности обучающихся младшего и среднего и старшего школьного возраста.

2005

Мл. и ср. шк. возраст:

  • оч. высокий уровень – 3%

  • высокий уровень – 10,3%

  • средний уровень – 39%






Ст. шк. возраст:

  • оч. высокий уровень – 0%

  • высокий уровень – 35%

  • средний уровень – 50%



Изучение удовлетворённости образовательным процессом всех его субъектов (обучающиеся, их родители, педагоги)

Измерение уровня удовлетворённости как отдельными сторонами образовательного процесса (деятельностная, административная, организационная, социально-психологическая), так и образовательным процессом в целом.


Мл. и ср. шк. возраст:

  • деятельностная сторона – 90%

  • организационная сторона – 78%

  • социально-психологическая сторона – 91%

  • административная сторона – 79%

  • итог – 85%






Ст. шк. возраст:

  • деятельностная сторона – 82%

  • организационная сторона – 76%

  • социально-психологическая сторона – 88%

  • административная сторона – 71%

  • итог – 81%






Родители:

  • деятельностная сторона – 85%

  • организационная сторона – 72%

  • социально-психологическая сторона – 90%

  • административная сторона – 79%

  • итог – 86%






Педагоги:

  • деятельностная сторона – 88%

  • организационная сторона – 70%

  • социально-психологическая сторона – 87%

  • административная сторона – 72%

  • итог – 73%



Изучение сформированности ценностных ориентаций (воспитанности) обучающихся в ДТДиЮ

Измерение уровня сформированности следующих ценностей: ценность познания, ценность «Я», ценность другого, ценность общественно-полезной деятельности и ценность ответственности.


Для ценности познания преобладает высокий уровень развития (у 64%). Все остальные ценности развиты на среднем уровне.

2

Монторинг психолого-педагогических показателей эффективности деятельности МОУ ДОД ДТДиЮ

Изучение мотивации учебной деятельности обучающихся в ДТДиЮ

Выявление общего уровня развития и структуры мотивации учебной деятельности обучающихся младшего и среднего и старшего школьного возраста.

2006

Мл. и ср. шк. возраст:

  • оч. высокий уровень – 2,78%

  • высокий уровень – 12.4%

  • средний уровень – 40%






Ст. шк. возраст:

  • оч. высокий уровень – 1%

  • высокий уровень – 35%

  • средний уровень – 50%



Изучение удовлетворённости образовательным процессом всех его субъектов (обучающиеся, их родители, педагоги)

Измерение уровня удовлетворённости как отдельными сторонами образовательного процесса (деятельностная, административная, организационная, социально-психологическая), так и образовательным процессом в целом.


Мл. и ср. шк. возраст:

  • деятельностная сторона – 90%

  • организационная сторона – 78%

  • социально-психологическая сторона – 91%

  • административная сторона – 79%

  • итог – 85%






Ст. шк. возраст:

  • деятельностная сторона – 83%

  • организационная сторона – 76%

  • социально-психологическая сторона – 88%

  • административная сторона – 73%

  • итог – 81%






Родители:

  • деятельностная сторона – 80%

  • организационная сторона – 72%

  • социально-психологическая сторона – 86%

  • административная сторона – 79%

  • итог – 85%






Педагоги:

  • деятельностная сторона – 88%

  • организационная сторона – 70%

  • социально-психологическая сторона – 88%

  • административная сторона – 78%

  • итог – 77%



Изучение сформированности ценностных ориентаций (воспитанности) обучающихся в ДТДиЮ

Измерение уровня сформированности следующих ценностей: ценность познания, ценность «Я», ценность другого, ценность общественно-полезной деятельности и ценность ответственности.


Для ценности познания преобладает высокий уровень развития (у 62%). Все остальные ценности развиты на среднем уровне.

3

Монторинг психолого-педагогических показателей эффективности деятельности МОУ ДОД ДТДиЮ

Изучение мотивации учебной деятельности обучающихся в ДТДиЮ

Выявление общего уровня развития и структуры мотивации учебной деятельности обучающихся младшего и среднего и старшего школьного возраста.

2007

Мл. и ср. шк. возраст:

  • оч. высокий уровень – 11,5%

  • высокий уровень – 24,3%

  • средний уровень – 36,6%






Ст. шк. возраст:

  • оч. высокий уровень – 1%

  • высокий уровень – 31%

  • средний уровень – 59%



Изучение удовлетворённости образовательным процессом всех его субъектов (обучающиеся, их родители, педагоги)

Измерение уровня удовлетворённости как отдельными сторонами образовательного процесса (деятельностная, административная, организационная, социально-психологическая), так и образовательным процессом в целом.


Мл. и ср. шк. возраст:

  • деятельностная сторона – 89%

  • организационная сторона – 81%

  • социально-психологическая сторона – 91%

  • административная сторона – 79%

  • итог – 86%






Ст. шк. возраст:

  • деятельностная сторона – 87%

  • организационная сторона – 79%

  • социально-психологическая сторона – 91%

  • административная сторона – 70%

  • итог – 94%






Родители:

  • деятельностная сторона – 94%

  • организационная сторона – 75%

  • социально-психологическая сторона – 91%

  • административная сторона – 87%

  • итог – 84%






Педагоги:

  • деятельностная сторона – 94%

  • организационная сторона – 77%

  • социально-психологическая сторона – 87%

  • административная сторона – 95%

  • итог – 86%



Изучение сформированности ценностных ориентаций (воспитанности) обучающихся в ДТДиЮ

Измерение уровня сформированности следующих ценностей: ценность познания, ценность «Я», ценность другого, ценность общественно-полезной деятельности и ценность ответственности.


Для ценности познания преобладает высокий уровень развития (у 78%). Все остальные ценности развиты на среднем уровне.



1 Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера. 2004.

2 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте – Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1083.

Hosted by uCoz