Программа развития (2007-2010)



N п/п

Содержание программы

Стр.

1

Пояснительная записка

3-4

2

Ценностные приоритеты и основные тенденции развития

4-5

3

Проблемы и факторы, сдерживающие развитие дополнительного образования во Дворце

5-6

4

Основные противоречия в содержании деятельности ДТДиЮ

6-7

5

Влияние внешних факторов на процесс изменений

7-8

6.

Организация контроля за выполнением Программы развития

9

7

Система мониторинга реализации Программы развития

10-12


Приложения


8

Приложение 1. Ценности Дворца творчества детей и юношества

13

9

Приложение 2. Мифы или мониторинг

14

10

Приложение 4. Проекты

15

11

Приложение 3. План реализации стратегических изменений (2007-2010)

16



Пояснительная записка.

Ценности, традиции, организационно-педагогическая культура Дворца творчества детей и юношества г.Петрозаводска во многом определяют характер приобретаемого детьми жизненного опыта, а, следовательно, и характер изменений в деятельности образовательного учреждения, что имеет фундаментальное значение для выбора направления его развития.

Концепция модернизации образования (до 2010 года) позволяет отнести дополнительное образование к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребёнка, создающим ребёнку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, поле деятельности. Самостоятельный выбор формы образования, дополняясь свободой принятия решения, расширяет пространство самореализации обучающихся. Дополнительное образование не только позволяет детям овладеть способами продуктивной деятельности, но и предоставляет возможность выбирать дело всей своей жизни, проявлять в значительной мере таланты и склонности, решать проблему полезной занятости. Значителен потенциал дополнительного образования и в реализации компетентностного подхода к содержанию образования.

В настоящее время ситуативные изменения, инновации являются необходимым элементом устойчивого функционирования МОУ ДОД «Дворец творчества детей и юношества» г. Петрозаводска, позволяя учреждению быть конкурентоспособным в непрерывно изменяющихся условиях внешней среды при прогнозировании и удовлетворении социального запроса ребёнка и его семьи.

Успех стратегических изменений в деятельности Дворца творчества в перспективе будет зависеть от трёх основных обстоятельств: правильно выбранной стратегии управления, готовности педагогического коллектива к инновациям и наличием достаточной информации о направлении и сроках предстоящих изменений.

Процесс проектирования стратегических изменений распределяется на ряд этапов:

  1. выявление типов существующей и предпочтительной организационно-педагогической культуры (групповая сплочённость, инновационная, иерархическая, рыночная);
  2. формирование творческих групп и проведение рефлексивно-инновационных семинаров для выработки согласованного взгляда на настоящее и желаемое состояние ДТДиЮ;
  3. проведение семинаров, рефлепрактик и круглых столов с участием представителей всех субъектов образовательно-воспитательного процесса для формирования концепции развития и определения миссии Дворца; презентация и согласование достигнутых результатов учредителю и социальным партнёрам;
  4. проведение заседаний органов самоуправления (Конференции Дворца, Педагогического, Попечительского, Детского Советов), подготовка и принятие необходимых нормативных правовых документов;
  5. разработка реалистичной программы развития, включающей в себя план по реализации стратегических изменений; внедрение необходимых изменений, основанных на ценностях, нормах и принципах, вытекающих из новой стратегии развития учреждения; подготовка соответствующего раздела в Отрытом докладе ДТДиЮ; проведение в 2010 году анализа достигнутых изменений, выявление проблемного поля, корректировка задач и сроков их выполнения (см. Приложение 3).

Ценностные приоритеты и основные тенденции развития

    Предполагаемые изменения будут происходить на основе базовой ценностной ориентации – личностно-ориентированного подхода в выстраивании взаимоотношений обучающихся и педагогов дополнительного образования (со-творчества), позволяющей обучающимся достигать успешности и полноценного личностного развития

Система образования детей ДТДиЮ достаточно развита, имеет достижения, на которые можно опираться при осуществлении модернизации дополнительного образования. Мониторинг, ежегодно проводящийся Центром развития дополнительного образования Дворца, показывает высокий уровень востребованности дополнительного образования в городе Петрозаводске, развитую мотивацию обучающихся (в том числе учебной деятельности), высокий и очень высокий уровень удовлетворённости всех субъектов образовательного процесса, сформированность у обучающихся 14-18 лет ценностных ориентаций. Также исследования показали высокий уровень готовности педагогического коллектива к инновационным изменениям.

Проблемы и факторы, сдерживающие развитие дополнительного образования во Дворце

Сокращение государственного финансирования дополнительного образования детей привело к тому, что ветшает и не насыщается современным содержанием материально-техническая база, нет необходимого современного оборудования и инвентаря - дополнительное образование теряет свою привлекательность для детей и подростков. Уделяется внимание развитию Попечительского совета Дворца, фонда «Вдохновение», платных образовательных услуг, арендных услуг, попечительских советов детских коллективов с целью привлечения инвестиций во Дворец, тем не менее, на данный момент достигнутый уровень позволяет поддерживать высокий актуальный уровень деятельности учреждения, не обеспечивая ресурсности его развития.

Стратегическая задача повышения доступности дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений (коллективы на базе школ за счёт часов УДОД), привела к резкому увеличению краткосрочных программ (до 1 года), что привело к падению процента долгосрочных программ (с 39% в 2002 г, до 12% в 2007 г.). Высок разрыв и в качестве предоставляемых дополнительных образовательных услуг.

Важно отметить, что многолетний анализ проблемного поля системы дополнительного образования детей показал, что многие выдвигавшиеся по отношению к нему претензии, не имеют под собой реальной основы (см. Приложение 3 «Мифы или мониторинг»).

Основные противоречия в содержании деятельности ДТДиЮ

Несмотря на трудности, обозначенные выше, ДТДиЮ не только достиг высоких результатов в своей деятельности, но и продолжает развиваться в процессе преодоления имеющихся внутренних противоречий:

  1. между наличием в деятельности ДТДиЮ достаточно успешно реализуемых уже сегодня требований модернизации (вариативность, продуктивность, сотворчество) и недостаточной востребованностью этого опыта в общем и профессиональном образовании;
  2. между имеющейся в дополнительном образовании практикой реализации компетентностного подхода к содержанию образования и не достаточной подготовленностью педагогических кадров ДТДиЮ к осмыслению собственного опыта;
  3. между потребностью детей в практико-ориентированной деятельности, в обогащении социально-значимого опыта и отсутствием достаточных условий для его реализации, особенно в период школьных каникул;
  4. между наличием в составе кадров образовательного учреждения деятелей искусства и науки, практиков и учителей школ, не имеющих педагогического (высшего или среднего) или соответствующего профессионального образования и возрастающими требованиями к кадровому обеспечению.

Компетентное разрешение зафиксированных противоречий, может стать предпосылкой для дальнейшего развития дополнительного образования детей ДТДиЮ. Оно должно запланировано привести к упорядочиванию финансирования ДТДиЮ согласно нормативам из бюджетов всех уровней, а также путём привлечения средств благотворительных организаций, внебюджетных фондов, грантодателей. Улучшению ресурсного обеспечения системы дополнительного образования: нормативно-правового, научного, информационно-методического, кадрового, финансового и материально-технического, расширению спектра дополнительных образовательных программ, улучшение качества проводимых массовых мероприятий и решения организационных вопросов.

Влияние внешних факторов на процесс изменений

Приоритетные задачи концепции модернизации образования предполагают ряд изменений в системе общего образования:

  1. введение нормативного подушевого финансирования общего среднего образования по принципу "деньги следуют за учеником";
  2. обновление содержания и методов обучения в средней школе, направленное на достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, формирование у учащихся практических навыков анализа информации, самообучения;
  3. разработка новых образовательных стандартов, соответствие международной системе стандартов образования.

Необходимость достижения этих задач ставит образовательные учреждения в конкурентные отношения при получении государственного финансирования. Увеличение нагрузки на учащихся в ОУ может привести к сокращению их свободного времени, в течение которого они получали дополнительное образование по собственному выбору.

С 1992 года государство не выполняет свои обязательства по финансированию образования в полном объеме. После начала реализации приоритетного Национального проекта «Образование» это особенно очевидно для систем дополнительного, среднего специального и дошкольного образования.

Образовательные учреждения дополнительно привлекают средства на собственное развитие, но носит эта работа вынужденный характер и не может стать для учреждения основой для покрытия расходов на материально-техническую базу образовательных учреждений. Если в последние два года ряд инновационных школ города получает дополнительное финансирование (до 1 000 000 рублей) в рамках приоритетного Национального проекта «Образование», то для УДОД такая возможность на данный момент не предусмотрена. Единственным исключением является возможность участия с 2007-08 у.г. в конкурсе «Город устремлённый в будущее».

Перспективы развития МОУ ДОД ДТДиЮ

В современных социально-экономических условиях перспективами развития учреждения определяются:

  1. повышение доступности дополнительного образования для различных категорий населения города (в том числе для семей с низким уровнем дохода);
  2. оптимизация системы интеграции общего и дополнительного образования, в том числе и на базе малокомплектных удалённых школ;
  3. приоритет воспитательной работы и особое внимание к использованию здоровьесберегающих технологий;
  4. приоритет работе с семьёй ребёнка;
  5. проектная деятельность, развитие платных образовательных услуг;
  6. развитие системы детского самоуправления;
  7. развитие дополнительного образования детей и взрослых;
  8. развитие потенциала Ресурсного центра муниципальной системы образования по развитию воспитания и дополнительного образования работающего на базе Дворца творчества.

Организация контроля  за выполнением программы «Развития»

Контроль за реализацией программы осуществляют органы самоуправления Дворца. Советы анализируют ход выполнения плана действий по реализации Программы, и вносит необходимые коррективы в план; координируют взаимодействие заинтересованных участников образовательно-воспитательного процесса; информируют учредителей, педагогов, родителей, общественность о ходе реализации программы.

Система мониторинга реализации программы развития МОУ ДОД ДТДиЮ

Задачи реализации

Индикаторы (измеримые показатели достижения задач)

Измерения (средство регистрации показателей, способ применения индикаторов)

Допущения (факторы риска и ограничения, способные оказать отрицательное воздействие на ход выполнения и успех решения задач; возможности положительного влияния внешних факторов)

Программное обеспечение ДТДиЮ

  1. выявление социального заказа ребёнка и его семьи к определению характера и качества образовательных услуг

наличие выявленного социального заказа всех групп заказчиков на дополнительные образовательные услуги

Анкетирование и опросы относительно социального заказа на дополнительные образовательные услуги

Плюс: сложившаяся система отношений жителей города к Дворцу способствует выявлению социального заказа

Минус: неоднородность родителей по уровню образования, социального положения и культуры

  1. способствовать развитию программ спортивно-технической направленности, в том числе на базе ОУ СОШ

- удовлетворении социального заказа разных групп заказчиков,

- отношение к ДТДиЮ в городе

Место в рейтинговых оценках города Петрозаводска и Республики Карелия; результаты аккредитации

Плюс: высокая квалификация педагогов ДТДиЮ, знания по проектированию и программированию

3. к сентябрю 2008 г. увеличить число долгосрочных программ на 10-15 (5%), к сентябрю 2009 на 10-15 (5%), к сентябрю 2010 г. на 10-15 (5%)

- наличие 30% от общего количества долгосрочных программ (свыше 3 лет)

Данные государственной аккредитации ДТДиЮ

Плюс: Наличие краткосрочных программ на базе ОУ СОШ, повышающих доступность ДО, их апробация в экспериментальном режиме.

Минус: ожидаемая потеря контингента, снижение мотивации обучающихся на базе школ. Возможно закрытие групп (частично).

Научно-методическое обеспечение ДТДиЮ

1. к апрелю 2008г. обеспечить проведение исследования качества предоставляемых образовательных услуг, в том числе на базе ОУ СОШ

- обеспечение реализации каждой программы диагностическими методиками;

- методический уровень педагогов


Результаты городского конкурса на часы ДО.

Повышение качества образования.

Результаты аналитических исследований.

Плюс: Мотивированность к успешному похождению аттестации.

Минус: недостаточность знаний у части педагогов в области проектирования и применения диагностических методик; низкая мотивация к их разработке.


2. к сентябрю 2008г. актуализировать введение в образовательный процесс современные методы и Фомы работы, в том числе информационно-коммуникационные

- научно-методический уровень педагогического коллектива;

- повышения качества предоставляемых образовательных услуг;

- сохранение контингента обучающихся

Данные аттестации педагогов.

Публикации, выступления на конференциях.

Подготовка ЦОР, использование в образовательном процессе.

Рост удовлетворённости педагогов и детей образовательным процессом.

Плюс: наличие системы повышения квалификации РО.

Минус: ориентация системы повышения квалификации на школьно–урочную систему, большой процент устаревшей информации.

Кадровое обеспечение

1. выраженная мотивация и субъектная позиция педагогов в режиме развития ДТДиЮ

- участие педагогов в разработке и реализации Программы развития ДТДиЮ. Проектирование и реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным и государственным заказом;

- развитие позитивного морально-психологического этоса коллектива;

- влияние ценностей дополнительного образования на образовательные приоритеты общего образования.

Результаты анализа ход выполнения Программы развития органами самоуправления.

Плюс: повышение профессионализма педагогов, методистов, психологов и управленцев,

Рост привлекательности учреждения.

Минус: значительные временные и психо-эмоциональные затраты педагогов

2. Мотивация педагогов ДТДиЮ к занятиям самообразованием и повышением квалификации через курсовую подготовку (разных уровне) участию в конкурсах, конференциях и фестивалях.

Высокий методический уровень педагогов

Наличие подтверждающих документов.

Данные аттестации педагогов, лицензирования и аккредитации ДТДиЮ


Контингент обучающихся

К 2009 г. обеспечить возможность занятий в дополнительном образовании мальчикам по программам спортивно-технической направленности

Наличие программ спортивно–технической направленности

Ежегодные отчёты ДТДиЮ о достижениях.

Плюс: удовлетворения заказа детей и их семей.

Минус: высокая затратность материально-технической базы данной направленности. Сложности с обеспечением программ квалифицированными педагогическими кадрами.




Приложение 1 Ценности Дворца творчества детей и юношества

Развивающаяся во Дворце творчества детей и юношества образовательная система является ценностно- и личностно- ориентированной системой дополнительного творческого образования.

Ценности выступают как смысловые универсалии, позволяющие сделать жизнь человека плодотворной. Они определяют способы организации образовательного процесса и соуправления этим процессом. Ценностные ориентиры формируются в процессе соотнесения личного жизненного опыта с бытующими в данном обществе моральными и культурными образцами и выражают конкретное понимание смыслов человеческого существования.

Во Дворце творчества признаются системообразующими такие ценности образования как:

  • ценность жизни, ценность человека;
  • ценность личности ребёнка - Творянина;
  • ценность личности педагога – человека, Мастера, способного нести высокую образовательную миссию;
  • ценность человеческого общения и взаимной поддержки;
  • ценность сопереживания (прежде всего любви) и ценность гуманности в человеческих отношениях;
  • ценность признания возможности успеха любого человека, ребенка и взрослого;
  • ценность культуры, созидаемой человеком и созидающей его;
  • ценности творчества;
  • ценность совместного неразрушительного творчества - сотворчества;
  • ценность развития;
  • ценность созидательного труда;
  • ценность многообразия как одного из условий реализации свободы выбора и условие признания ценности иного, отличного от своего, безоценочность;
  • ценность связи поколений, преемственности традиций, воспитывающих гражданина,
  • ценность дополнительного образования как особого типа образовательной системы;
  • ценность уникальной жизнетворческой среды – Дворца творчества детей и юношества.

Реализация этих ценностей в практической деятельности является миссией Дворца творчества, как учреждения дополнительного образования детей. Она определяет цели его деятельности и специфику реализуемых образовательных программ. Целостная реализация гуманистических ценностей образования определяет образ выпускника Дворца творчества Структура учреждения определяется заявленными ценностными ориентациями, заказом ребёнка, семьи, государства и социума.

Цель деятельности Дворца творчества – поддержка созидательного потенциала ребенка, принятого педагогом как ценность, обеспеченная педагогическим мастерством.

Задачи:

  1. Моделирование и организация универсального открытого пространства дополнительного образования.
  2. Создание оптимальных условий для развития личности детей и детского творчества.
  3. Создание условий для совершенствования профессионального мастерства педагогов. Поддержка педагогического мастерства через актуализацию, развитие, реализацию педагогических идей, принимаемых как ценность во всем их многообразии.

Приложение 2 Мифы или мониторинг

«Сизифов труд». Этот миф порожден проблемой соотнесения процесса и результата: мы считаем, что достижение результата (лауреатство, победа на соревнованиях, победа в конкурсе) – не главное. Роль Дворца в том, чтобы детство ребенка было по-настоящему счастливым. Чтобы его свободное время было наполнено творчеством, игрой, общением. Однако, анализ деятельности Дворца показал, что при ориентации на процесс «невозможно избежать» и хороших показателей результативности.

«Вавилонская башня». К сожалению, принято считать, что детские коллективы в дополнительном образовании изолированы друг от друга. В учреждении нет единого коллектива учащихся. Исследование показало, что многие ребята во Дворце хорошо знают друг друга, а педагоги часто организуют совместные мероприятия (клубные дни, вечера). Дети и взрослые во Дворце говорят на одном языке и отлично понимают друг друга.

«Фигаро». Распространено мнение, что в реальности, в дополнительном образовании «живых детей» гораздо меньше, чем числится по журналам. Что небольшое количество расторопных детей занимается сразу во всех учреждениях дополнительного образования. Социологическое исследование, проводившееся Дворцом творчества совместно с ГКО г. Петрозаводска (2005 г.), полностью опровергло этот миф.  Цифры независимого опроса полностью подтвердили официальную статистику (около 70%).  А более чем в 3 коллективах занимается только 3% детей. Экспериментальное внедрение ваучера дополнительного образования дало сходную картину, как по Дворцу творчества, так и в целом по городу.

«Перо Жар птицы». В сказке Иванушке Конек-горбунок говорил: «Возьмешь перо Жар птицы – пожалеешь. Не возьмешь – тоже пожалеешь». То же самое происходит и с нашими коллективами. Решишься готовить проводить творческое событие – не один раз пожалеешь: с финансированием проблемы, ребята загружены в школе, смены меняются, а иногда и родители требуют уроки делать, а не во Дворце все дни просиживать. А не решишься проводить – это уже вроде и не творческое образование: и самому неинтересно и дети «ногами голосуют».

«Королевство кривых зеркал». Часто звучит такая фраза «наш человек! Понимает нас – дополнительное образование». Миф говорит о том, что есть «наши» и «не наши», а научный психолого-педагогический  анализ свидетельствует о том, что, как правило те, кто с нами взаимодействуют, хорошо понимают наши целевые установки и принимают ценности системы дополнительного образования детей.

Приложение 3 Проекты

N п/п

Название проекта

Целевая группа

Ожидаемый результат



Обучающиеся


«Дебют»

Новички, только пришедшие в коллектив

презентация первого успеха ребёнка на выставке, в спектакле в творческом деле

«В кругу друзей»

Коллективы ДТДиЮ и их социальные партнёры

Формирование детского сообщества города через сборы, встречи, праздники

«Серебряный парус Дворца», «Диалог с прошлым» (на базе музеев Дворца)

Коллективы ДТДиЮ и их социальные партнёры

Воспитание через преемственность традиций

«Молодые ХХI века»

Одарённые дети, творяне

Поддержка одарённых детей



Педагоги


«Модели педагогического мастерства»

Педагоги ДТДиЮ (основные и совместители на базе ОУ СОШ)

Повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

профессиональный рост педагогов, повышение мотивации

«Образ педагога дополнительного образования детей ХХI века»

«Школа профессионального мастерства»



Родители


«Семья во Дворце»

Родители (законные представители) обучающихся

Повышение качества воспитания

«Любви прекрасные моменты»


Приложение 4 План реализации стратегических изменений

N п/п

Содержание изменений

Сроки

Ответственные

Выявление типов существующей и предпочтительной организационно-педагогической культуры (групповая сплочённость, инновационная, иерархическая, рыночная);

сентябрь 2007 – март 2008

Раевская Е.А.,

Петров П.В.,

Арапова Е.С.

Формирование творческих групп и проведение рефлексивно-инновационных семинаров для выработки согласованного взгляда на настоящее и желаемое состояние ДТДиЮ (на основе выделенных перспектив развития МОУ ДОД ДТДиЮ);

март – май 2008

административная группа,

зав. отделами,

ЦРДО

Проведение рефлепрактик, семинаров и круглых столов с участием представителей всех субъектов образовательно – воспитательного процесса для формирования концепции развития и определения миссии Дворца; презентация и согласование достигнутых результатов учредителю и социальным партнёрам;

сентябрь – декабрь 2008

Маслова И.В.,

Раевская Е.А.,

Нестерова Г.П.,

Левитская Т.П.,

зав. отделами

Проведение заседаний органов самоуправления (Конференции Дворца, Педагогического, Попечительского, Детского Советов), подготовка и принятие необходимых нормативных правовых документов;

сентябрь 2008 – февраль 2009

Председатели органов самоуправления

Разработка новой программы развития, включающей в себя план по реализации стратегических изменений.

март – май 2009

административная группа,

лидеры творческих групп

Внедрение необходимых изменений, основанных на ценностях, нормах и принципах, вытекающих из новой стратегии развития учреждения.

март – май 2009

Маслова И.В.

Нестерова Г.П.

Подготовка соответствующего раздела в Отрытом докладе ДТДиЮ;

май – июнь 2009

Петров П.В.

Анализ достигнутых изменений, выявление проблемного поля, корректировка задач и сроков их выполнения.

сентябрь – декабрь 2009

Раевская Е.А.,

Петров П.В.


Hosted by uCoz