На главную | Карта сайта
На главную | Карта сайта

Результаты деятельности

Анализ результатов, полученных в ходе мониторинга качества:

а) Критерии и показатели качества образования.

Дворец творчества обеспечивает запрос всех категорий детей и молодежи от 5 до 21 года (см. табл.3). Это является важным показателем качества образования - показателем соответствия видов деятельности психологическим характеристикам данных возрастов.

Учреждение дополнительного образования обеспечивает для ребенка непрерывность образовательной деятельности, что особенно важно для него на кризисных и переходных этапах развития. Это является еще одним показателем качества дополнительного образования. Например, дошкольник, который приходит во Дворец в возрасте 5-6 лет, успевает адаптироваться к образовательному процессу именно в учреждении дополнительного образования, что является профилактическим и компенсирующим процессом, сглаживающим для него кризис перехода из дошкольного учреждения в общеобразовательную школу.

Выполняя заказ подростков 13-15 лет, в сложной для них ситуации самоопределения (что выражается в отказе подростков выполнять требования родителей и учителей, падении интереса к школьным предметам) Дворец предлагает дополнительные образовательные программы, соответствующие их ведущей деятельности, самоопределению в референтной группе сверстников со значимым взрослым. Не случайно именно эти возрастные группы являются самыми большими в возрастном портрете воспитанников Дворца (см. табл.4).

Табл 3.

Важным критерием качества в дополнительном образовании является комплексный характер образовательных программ. В данном контексте под комплексностью понимается не только наличие взаимодополняющих или смежных программ, но и их полная представленность для всех возрастов, на которые ориентированы системы дошкольного, школьного, профессионального и ВУЗовского образования (см. табл.4).

Показателем качества образования является также создание равных возможностей в получении дополнительного образования для мальчиков и девочек. В соответствии с данными, представленными в табл. 5. Дворец равно привлекателен для мальчиков и девочек города Петрозаводска.

 

Табл.4

Табл.5

В соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей (февраль 1997 г.) основное предназначение учреждений дополнительного образования – развитие мотивации к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства.

Основным критерием реализации предназначения учреждения дополнительного образования мы определили удовлетворенность детей занятиями. В соответствии с проведенными исследованиями (см. табл. 6), степень удовлетворенности детей занятиями во Дворце можно считать высокой: детей, которым во Дворце “нравится” и “очень нравится” 80%, “иногда нравится, иногда нет” - 19%. Причем, показатели по отношению к конкретному коллективу, где занимается ребенок еще выше – 85%.

Табл. 6

Показателем качества образования является развитая структура мотивации воспитанников Дворца творчества. Самый высокий процент детей (44%) дал выбор “я занимаюсь любимым делом”, следующие параметры по количеству выборов “мне нравится общаться со сверстниками” (25%), “здесь есть возможность испытать себя” (21%), “это помогает учиться в школе” (20%), “здесь я занимаюсь творчеством” (19%), “здесь я готовлюсь к будущей профессии” (18%), “мне нравится общаться с педагогом” (17%).

Полученные данные позволяют сделать вывод о развитом мотивационном компоненте в структуре учебной деятельности воспитанников Дворца творчества, особенно если сопоставить это с данными о том, что почти все они занимаются не случайным делом а осознанно выбранным (см. табл. 7).

В полученных данных (по сравнению с другими УДОД, где проводилось это исследование) очень велик процент выборов “мне нравится общаться со сверстниками” и “мне нравится общаться с педагогом”. Это говорит о том, что педагогика сотворчества реально реализуется в ходе образовательного процесса и дети не ограничены получением знаний, умений и навыков по различным образовательным областям дополнительного образования а имеют возможность полноценно проживать свое детство. Также важно, что дополнительные образовательные программы, не дублируя школьный курс, несут в себе развивающий компонент, влияя на успехи ребенка и в общеобразовательной школе. Это дети отмечают в параметре “это помогает учиться в школе” и “здесь можно больше узнать по школьным предметам” (20% и 12%).

Табл. 7

в) Выводы.

Таким образом, можно сделать выводы:

    1. Проведенный мониторинг качества образования позволил выделить основные количественные и качественные показатели, такие как:

    1. Анализ результатов деятельности показал, что в соответствии с выделенными показателями, образовательный процесс во Дворце творчества детей и юношества удовлетворяет государственный и социальный заказ ребенка и его семьи.
    2. Сопоставительный анализ показал высокий уровень удовлетворенности детей занятиями в коллективах Дворца творчества и выраженность в структуре образовательного процесса показателей, характеризующих качество образования.

На главную | Карта сайта
Hosted by uCoz