На главную | Карта сайта

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и юношества

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Петрозаводск

2004

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ОСМЫСЛЕН  И  Я

Содержание

Авторский коллектив

I. Общая характеристика образовательного учреждения

1

Нормативно-правовая база учреждения

2

Слово о Дворце.

3

Философия образования Дворца творчества детей и юношества.

II. Воспитательная система

1

Концепция воспитательной системы Дворца.

2

Организационное, методическое, педагогическое сопровождение воспитательной системы.

а). Поддержка педагогического мастерства, через актуализацию, развитие, реализацию творческих идей, принимаемых как ценность во всем их многообразии

б). Уникальность содержания образовательно-воспитательного процесса

в). Организация соуправления образовательно-воспитательным процессом

г). Развитие авторских систем воспитательной работы коллективов.

3

Интеграция основного и дополнительного образования на примере Петровской школы и ДТДиЮ

4

Возможные векторы развития воспитательной системы Дворца творчества

5

Ресурсное обеспечение воспитательной системы

6 Библиография
7 Приложения


I. Общая характеристика учреждения.

1. Нормативно-правовая база учреждения

Дворец творчества детей и юношества г. Петрозаводска - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, получившее своё название решением Петрозаводского городского Совета народных депутатов (№ 2672) 4 декабря 1990 г.

Учредителем Дворца творчества детей и юношества является Администрация города Петрозаводска, действующая на основании Устава местного самоуправления г. Петрозаводска, зарегистрированного постановлением Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия “О регистрации Устава местного самоуправления” от 12.11.1999 г. № 308 ПР. Координацию деятельности Дворца творчества осуществляет комитет по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации города Петрозаводска. Свидетельство о регистрации № 3270 01 от 10 января 1994 г. выдано комитетом по экономике города Петрозаводска РК, 10.01.94 № 26.

Дворец творчества осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Конституцией РК, законодательством Российской Федерации, Республики Карелия, Законом РФ “Об образовании”, Законом РК “Об образовании”, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативно-правовыми актами Министерства образования РФ, Министерства образования и по делам молодёжи РК, органов местного самоуправления, Уставом и договором с Учредителем.

Тип: образовательное учреждение дополнительного образования детей

Вид учреждения: Дворец творчества

Адрес: 185035 г. Петрозаводск, ул. Красная, 8

Тел.: (8814) 78-41-35, 78-17-88, 78-41-36

E-mail: dtdu@petrodtd.karelia.ru

ikas@petrodtd.karelia.ru

Адрес сайта: http://www.petrdvorec.narod.ru

 

 

2. Слово о Дворце

Петрозаводский Дворец творчества детей и юношества территориально расположен в историческом и культурном центре Петрозаводска. В соответствии с программой Столичное образование Дворец относится к Центральному полисистемному округу.

Дворец – открытое творческое образовательное пространство для всех детей города Петрозаводска, независимо от конкретного микрорайона проживания.

Дворец - это один из известнейших центров дополнительного образования детей, в Республике Карелия, в России.

Во Дворце творчества занимается около 6000 детей по программам 10 направленностей; 159 педагогов реализуют 97 образовательных программ, 19 из которых являются авторскими. Свыше 22% детей, занятых в дополнительном образовании города, являются воспитанниками Дворца.

Дворец - это уютные аудитории и залы, концертный и спортивный комплексы, детский краеведческий музей и музей истории Дворца, обсерватория, компьютерный центр и библиотека, выставочный аквариум, "живой уголок" и "зимний сад".

Дворец - это городские театрализованные праздники, фестивали, балы, спортивные соревнования, концерты, спектакли, выставки, в которых участвуют ежегодно до 100 тысяч детей города и республики.

Дворец - это практико-исследовательский центр дополнительного образования. Это уникальные научно-практические семинары, авторские курсы педагогов и практико-исследовательская конференция педагогов и воспитанников.

Десять лет назад на базе Дворца создана общеобразовательная школа - Петровская школа - успешный синтез основного и дополнительного образования.

У Дворца богатая история. Известные люди города занимались во Дворце и добились больших успехов в образовании, науке, искусстве, спорте и политике. Выпускники Дворца возвращаются в него в качестве педагогов дополнительного образования. Сейчас во Дворце работает 35 его выпускников.

Сегодня "звездные" коллективы Дворца известны в Республике и за ее пределами. Это хоровая студия "Теллерво", хореографический ансамбль "Созвездие", театр-студия "Атриум", театр моды "Илотар", студия моды и пластики "Подиум", школа оркестровой игры на духовых инструментах, художественная школа, экспериментальный клуб археологии и этнографии, детское объединение "Орбита", городская экспериментальная площадка "Кантеле-Тало", клуб "Моя Карелия", Детско-юношеский клуб физической культуры (ДЮКФК) и многие другие.

Во Дворце развиваются любимые детьми и родителями программы: "Роза ветров" (первая в стране комплексная программа дополнительного образования для дошкольников); "Я в мире, мир во мне" (экологическая программа); "Шаг навстречу" (программа для детей с проблемами в здоровье); "Школа во Дворце" (комплексная ознакомительная программа для школьников города).

Хорошо известна издательская служба Дворца.

Выбор направлений деятельности достаточно велик: художественно-эстетическое воспитание, декоративно-прикладное творчество, физическое воспитание, техническое творчество, краеведение, этнография и археология, психология, социальное творчество. Такое разнообразие деятельности позволяет ребенку найти занятие по душе.

Достижением педагогов и группы соуправления, является сохранение доступности дополнительного образования для каждого ребенка. Дворец как учреждение дополнительного образования предоставляет возможность детям получить современное образование и воспитание, развивающее творческие способности, нравственное отношение к жизни, трудолюбие, ответственность, социальную активность, способствующее становлению осознанной гражданской позиции.

 

3. Философия образования

Дворца творчества детей и юношества

Ценности Дворца творчества детей и юношества.

Развивающаяся во Дворце творчества детей и юношества образовательная система является ценностно- и личностно- ориентированной системой дополнительного творческого образования.

Ценности выступают как смысловые универсалии, позволяющие сделать жизнь человека плодотворной. Они определяют способы организации образовательного процесса и соуправления этим процессом. Ценностные ориентиры формируются в процессе соотнесения личного жизненного опыта с бытующими в данном обществе моральными и культурными образцами и выражают конкретное понимание смыслов человеческого существования.

Во Дворце творчества признаются системообразующими такие ценности образования как:

Реализация этих ценностей в практической деятельности является миссией Дворца творчества, как учреждения дополнительного образования детей. Она определяет цели его деятельности и специфику реализуемых образовательных программ. Целостная реализация гуманистических ценностей образования определяет образ выпускника Дворца творчества Структура учреждения определяется заявленными ценностными ориентациями, заказом ребёнка, семьи, государства и социума.

Цели деятельности Дворца творчества:

Поддержка созидательного потенциала ребенка, принятого педагогом как ценность, обеспеченная педагогическим мастерством.

Поддержка педагогического мастерства через актуализацию, развитие, реализацию педагогических идей, принимаемых как ценность во всем их многообразии.

Задачи:

  1. Моделирование и организация универсального открытого пространства дополнительного образования.
  2. Создание условий для взаимопроникновения, взаимодействия, взаимовлияния образовательных полей в пространстве Дворца и выхода за его пределы.
  3. Создание условий для развития детского творчества.
  4. Создание условий для совершенствования профессионального мастерства педагогов.

 

II. Воспитательная система Дворца творчества детей и юношества

г. Петрозаводска

1. Концепция воспитательной системы

Воспитательная система Дворца является ценностно- и личностно-ориентированной, это целостный социальный организм, рождающийся в процессе взаимодействия в сотворчестве [19, 34] субъектов воспитания (взрослых и детей), при наличии основных компонентов системы (ценносто-ориентационного, функционально-деятельностного, общенческо-коммуникативного, пространственно-временного и диагностико-аналитического) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни сообщества и его психологический климат.

Воспитание [19, 6] во Дворце – это процесс совместной выработки ценностей, норм, задач социальной деятельности через сотрудничество и сотворчество поколений. Ценности в воспитании выступают как смысловые универсалии, позволяющие сделать образовательный процесс плодотворным. В процессе воспитания соотносится жизненный опыт детей с бытующими в современном обществе моральными и культурными образцами (нормами), происходит понимание смыслов человеческого существования, что позволяет ребенку обратиться к задаче жизнетворчества[19, 13].

Главная воспитательная задача Дворца - одарить, максимально поддержать ребенка в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами, идеями, сотворческими дерзаниями.

Педагогическая миссия в процессе воспитания - воплощение системообразующих ценностей через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение, взаимодействие.

Результаты и эффективность воспитания в условиях Дворца определяются готовностью ребенка к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ему ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений, на основе усвоенных и воспроизведенных ребенком, подростком культурных ценностей и социального опыта. Воспитываясь в творчестве, ребенок убеждается в том, что только творческий труд становится любимым.

Управление воспитательной системой Дворца носит рефлексивно-гуманистический [19, 30] характер. Это - организованное целенаправленное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса, каждый из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления. Способами реализации такого взаимодействия являются диалог [19, 22] и полилог [19, 27].

Воспитательное пространство Дворца - это пространство жизнетворчества, представляющее собой систему условий и возможностей для саморазвития [19, 32]. личности, которые создаются отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами и родителями в масштабах города Петрозаводска и республики Карелия. Воспитательное пространство соединяет в себе совокупность развивающих сред [19, 36]. творческих коллективов, определяет способы организации и основные события образовательно-воспитательного процесса.

В условиях воспитательного пространства Дворца творчества каждый ребенок имеет возможность получения духовного, интеллектуального, физического социального развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей, формирования гражданской позиции. Реальная практика соотнесения творческих потребностей и гражданской позиции возникает в условиях детского самоуправления. Самоуправление во Дворце – это реальная возможность для детей вместе с педагогом участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе образовательно-воспитательного процесса; этоформа стабилизации и оптимизации процессов, протекающих в развивающей среде творческих коллективов.

Ребенок, педагог, родители взаимодействуют на принципах соуправления [19, 14]. в развивающей среде коллективов Дворца, главная функция которых – творение новой культуры через обновление содержания образования, воспитания.

На пути творчества ребенок проходит несколько важных этапов.

Дар. Дворец преподносится каждому ребенку, как поле возможностей для его человеческого и творческого роста.

Рождение. В творческой деятельности происходит рождение новых чувств, эмоций, ценностей, смыслов собственного творческого роста.

Выбор. Ребенок может выбрать виды творческой деятельности, значимого взрослого, коллектив единомышленников.

Шанс. Шанс обрести успех уже ребенком.

Успех. Важный этап на пути творчества, потому что успех обретен и признан, как ценность, плод собственных авторских усилий ребенка.

Восхождение. Принятие жизни через творчество, восхождение к жизнетворчеству, к миссии Творянина. Творянин – это звание, венчающее нелегкий путь освоения философии сотворческого успеха, путь восхождения во Дворце от Дара к Дарению.

Дарение. Одаривание других своими талантами, идеями, сотворческими дерзаниями.

Эти этапы не носят абсолютного характера, приуроченного к какому-либо определенному возрасту. Главное, чтобы ребенок успел погрузиться в уникальный мир сотворческих отношений Дворца, вобрать все его лучшие традиции, проникнуться духом уважения, поддержки и любви. Чтобы на этом пути ему открылись собственное творческое “Я”, дух творческих усилий, “падений” и дерзаний, чтобы он нашел своего педагога-Мастера, прикоснулся к живительным истокам природы, к духовному и культурному наследию родного края.

Педагоги Дворца, ставя и решая конкретные воспитательные задачи, находятся в постоянном поиске путей уникального воплощения своей педагогической миссии, стремятся к расширению своих педагогических и человеческих возможностей, повышению своей компетентности и готовы представить плоды педагогического поиска.

Воспитательная система Дворца ориентирована на формирование у родителей позитивного отношения к учреждению дополнительного образования детей, на их активное участие в образовательном процессе - в силу своих возможностей развивать и поддерживать ребенка. Вовлечение родителей в развивающую среду детского коллектива позволяет семье стать активным субъектом воспитательной системы образовательного учреждения.

Воспитательная система Дворца находится на этапе стабильного развития, что характеризуется:

Воспитательное пространство Дворца неотделимо от образовательного пространства и представляет собой совокупность воспитательных систем творческих объединений: клубов, секций, театров, школ, студий, ансамблей, лабораторий, учебных групп, площадок, программ, проектов, центров. Воспитательная система реализуется через такие интегративные формы (события) как: практико-исследовательская конференция, издательская деятельность, праздник, бал, соревнование, фестиваль, экспедиция, лагерь, сводная репетиция, спектакль, пленэр, шоу-программа, клубный день, тренинг, концерт, игра, рефлепрактика, выставка, сбор (Приложение 5).

2. Организационное, методическое,

психолого-педагогическое сопровождение воспитательной системы.

После преобразования внешкольных учреждений в России в систему дополнительного образования, вместе с отказом от идеологии в воспитании детей, был утрачен приоритет воспитания в целом. Однако, на практике, воспитание нельзя отменить! Поэтому, во Дворце была определена основная идея воспитания - дополнительное образование для ребенка как основное одаривающее творческое образование, вос-питывающее Чело-Века [28], [19, 41]. Воспитание рассматривалось как неотделимая часть образования наряду с обучением и развитием.

Самоопределение педагогического сообщества Дворца творчества в основной воспитательной идее востребовало перестройки методической работы: от методических рекомендаций к методической миссии [28].

Сегодня, воспитание во Дворце, – это процесс совместной выработки ценностей, норм, приоритетов социальной деятельности, обращенный к задаче жизнетворчества, через сотрудничество и сотворчество поколений.

Воспитательная система Дворца наполняется, обогащается и обновляется в условиях:

    1. поддержки педагогического мастерства, через актуализацию, развитие, реализацию творческих идей, принимаемых как ценность во всем их многообразии [20, 18], [34, 3];
    2. уникальности содержания образовательно-воспитательного процесса [21], [Вестники Дворца творчества "Диалог" №№1 - 51];
    3. организации соуправления образовательно-воспитательным процессом [30, 5], [26], [34, 12];
    4. развития авторских систем воспитательной работы коллективов (событийности) [26],

которые и определяют такие интегративные характеристики, как образ жизни сообщества и его психологический климат.

Идея событийности помогает прогнозировать, реализовывать, отслеживать развитие и систематизировать результаты реализации идей, проектов. Дворец творчества предоставляет детям, родителям, педагогам возможность творческого, созидательного, продуктивного общения с людьми увлеченными, с теми, кто занят тем же делом.

В дополнительных образовательных программах педагогов помимо "делового" общения предусматриваются самые разнообразные формы организации личностно значимого общения взрослых и детей (от радости по поводу дня рождения друга, ликования от собственного успеха или успеха друга, до общей ответственности и сопереживания в многодневном походе, в поездках, на гастролях). Проживание событий в коллективе, во Дворце на уровне эмоций, чувств, способствует тому, что педагог и ребенок начинают говорить на общем языке - языке сопричастности к действу, способствующему единению детей, педагогов, родителей. Вместе они создают особую атмосферу творческого поиска, общего успеха и взаимного благодарения.

а). Поддержка педагогического мастерства, через актуализацию, развитие, реализацию творческих идей, принимаемых как ценность во всем их многообразии

Особое значение в системе дополнительного образования имеет личность педагога. Задача методической службы создать среду профессиональной и личностной рефлексии для воплощения уникального, профессионального опыта в авторских программах, методических разработках, публикациях, выставках, выступлениях.

Важно предотвратить феномен "сгорания" (потери смысла деятельности), помочь педагогу перейти от позиции человека, оказывающего воспитательное влияние в силу богатого личностного потенциала, любви к ребенку - к позиции воспитателя-педагога, профессионала, способного предвидеть результаты, искать оптимальные варианты педагогического взаимодействия с воспитанниками и коллегами, прогностически конструировать педагогический процесс, осознано получать новые количественные и качественные характеристики воспитательной деятельности. Методическая разработка (вплоть до диссертационного исследования) в данном случае - не цель, а промежуточный результат педагогической деятельности, условие ее развития.

Основные со-бытия в организации методической поддержки педагогического творчества:

б). Уникальность содержания образовательно-воспитательного процесса

Содержание образования во Дворце творчества детей и юношества характеризуется единством образовательного, воспитательного, культурного и культуросозидающего пространств. Во Дворце представлено 28 образовательных областей, адресованных детям, 9 - адресовано педагогам дополнительного образования детей, учителям школ, взрослому населению города Петрозаводска и республики Карелии, 8 областей адресовано семье [21].

В каждой образовательной области присутствуют элементы культуры, образования и воспитания, допрофессиональной подготовки.

Организуя учебно-воспитательный процесс и реализуя содержание образования, педагог создает условия для саморазвития и самовоспитания ребенка, знакомя с высокими образцами культуры, поддерживая детскую инициативу. Творит сегодняшнюю и завтрашнюю культуру вместе с ребенком. При этом педагог развивается сам.

Для педагогического сообщества Петрозаводского Дворца творчества важно, что в процессе творческого воспитания и развития личности ребенка, происходит гражданское становление Чело-века.

Содержание образования реализуется целенаправленным отбором систематизацией, интеграцией тех единиц образовательных областей, содержания образования, которые воспитательно значимы и для ребенка, и для педагога.

Ценность образовательной программы педагога дополнительного образования определяется ее воспитательным потенциалом. В настоящее время во Дворце реализуется 97 образовательных программ (19 авторских, утвержденных в МОУ ИПК РО РК; 76 авторских и модифицированных, утвержденных Советом по рецензированию и утверждению программ ДТДиЮ; 2 типовых) по десяти направленностям.

Продуманная, направленная на воспитание Чело-века, а не только на освоение знаний, развитие умений и навыков, организация образовательно-воспитательного процесса представляет собой важное направление воспитывающего взаимодействия обучающихся и педагога. Организация образовательно-воспитательного процесса во Дворце творчества детей и юношества основывается на ценностных ориентирах, сформулированных в философии образования Дворца. Эти ценностные ориентиры в реальной практике трансформируются в конкретные условия успешности реализации воспитательной системы:

Педагоги Дворца творчества видят свою воспитательную миссию в том, чтобы дать возможность ребенку присвоить ценности, надолго определяющие качества его жизнедеятельности и продуктивной работы в быстро меняющемся социуме, а не только получить знания, умения и навыки. Целостная реализация гуманистических ценностей образования определяет образ выпускника Дворца творчества (Приложение 3).

Образовательно-воспитательный процесс во Дворце творчества ориентирован на воспитание Человека, а не только на освоение знаний, развитие умений и навыков. Он представляет собой важное направление воспитывающего взаимодействия обучающихся, педагогов, психологов, родителей, управленцев. Ценностно-инструментально такое взаимодействие обеспечивается рефлексивно-гуманистической системой соуправления [25], [34].

В основе развития учреждения как воспитательной системы лежат три важнейших внутренних процесса: педагогическое соуправление, детское самоуправление и сотворчество в детско-взрослом соуправлении.

Соуправление воспитательной системой

Реальная практика сотворчества в управлении (соуправлении) Петрозаводским Дворцом творчества обеспечивает идеи самоопределения, саморазвития и самоуправления в любом коллективе детско-взрослого сообщества.

Как правило, в повседневной жизнедеятельности Дворца соуправление проявляется в появлении, рождении идеи (или формулировании проблемы), создании творческой группы единомышленников, которая разрабатывает проект, проводит его экспертизу, готовит проект управленческого решения. На этих стадиях неважно, на какой ступеньке управленческой вертикали родилась идея, кто по возрасту ее автор - взрослый или ребенок. Важен ее воспитательный и творческий потенциал. Важно, чтобы в организации деятельности была командность (общее смысловое поле, ответственность каждого за общий результат и взаимозаменяемость членов команды), реализовывался принцип солидирования (наличие в творческой группе содержательных лидеров, ведущих разные направления); развивалась рефлексивность в анализе своей работы, в подведении итогов сделанного и принятии решений. Подлинное соуправление - это сотворчество в управлении, это стиль жизни сообщества, условие реализации воспитательной системы.

Соуправление - это реальная возможность для педагогов участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе воспитательного процесса. В режиме самоуправления взаимодействует общность (коллектив) людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности. В процессе совместной деятельности возникают отношения сотрудничества, сотворчества, совместного бытия.

Один из ведущих принципов управления воспитательной системой - голографичность (подобие всех элементов системы, когда и каплю и в океан порождает одна и та же молекула воды). Соуправление осуществляется в интересах конкретного человека, отдельного коллектива и в интересах всего детско-взрослого сообщества Дворца.

Основы соуправления закладываются в каждом структурном подразделении Дворца, где-то это получает большее развитие, где-то меньшее. Демократическая функция соуправления - строить жизнедеятельность коллектива, идя от ребенка, его интересов, запросов, ценностей, идеалов, создавая в коллективе атмосферу защищенности для каждого. Функция соуправления осмыслять и реализовывать на практике нормы гуманистических отношений друг к другу, воспринимать каждого как уникальную личность и способствовать реализации ее неповторимости.

Сотворчество в детско-взрослом соуправлении объединяет процессы педагогического соуправления и детского самоуправления в единую систему. В процессе сотворчества в соуправлении педагоги и дети, решая воспитательные задачи, могут в полной мере осознать общность своего коллектива, почувствовать себя ответственными субъектами образовательного процесса. Именно в соуправлении педагогов и воспитанников происходит формирование партнерских, сотруднических отношений между людьми разного возраста имеющих разный жизненный и социальный опыт. Если при самоуправлении возможно локальное управление, когда конкретное объединение имеет свои органы управления и работает самостоятельно, то соуправление – это совместное управление, когда каждый субъект образования (педагоги, дети, родители, управленцы) представлен в органах управления и учитывается всеми другими субъектами при принятии решений. Соуправление востребует развитой рефлексивной способности и ориентировано на субъектную позицию и ценностный уровень отношений.

Структура развивающего образовательно-воспитательного пространства ДТДиЮ и структура управления ДТДиЮ (Приложения 12, 13) обеспечивают динамическое равновесие в системе “демократизация - единоначалие”. Структура управления воспитательной системой, уровни детского самоуправления и схема взаимосвязей всех структурных компонентов представлены в общей модели соуправления Петрозаводского Дворца творчества детей и юношества.

Конференция Дворца

(представлены все субъекты образовательного процесса, соуправление)

Совет Дворца

(представлены все субъекты образовательного процесса, соуправление)

 

Творянское собрание

(детское представительство,

самоуправление)

Городской школьный совет

(детское представительство,

самоуправление)

 

Советы и комиссии (детские)

(детское представительство, самоуправление)

Конференция Дворца творчества - высший орган соуправления, призванный обеспечить совершенствование и стабилизацию образовательного процесса [34, 12]. Дети, обучающиеся во Дворце творчества, представлены на ежегодной Конференции, имеют возможность внести свои предложения и коррективы в стратегию развития учреждения на текущий учебный год, участвовать в избрании и быть избранными в Совет Дворца.

Совет Дворца общественно-педагогический коллегиальный орган управления, работающий в период между Конференциями [34,12].

Творянское собрание - высший орган детского самоуправления, высший орган детского самоуправления, поддерживающий жизнедеятельность детского коллектива, выполняющий воспитательную функцию. Действует на основе положения, разрабатываемого воспитанниками. [34,12]. В Творянское собрание входят представители различных детских творческих объединений, Творяне, ученики Мастер-классов по представлению коллективов. Формы проведения Творянского собрания: встреча представителей детских коллективов, рефлепрактика, деловая игра, сбор, лагерь. Творянское собрание решает различные вопросы, касающиеся детского самоуправления, выдвигает воспитанников учреждения на звание “Творянин года”, на участие в празднике “Радуга на ладонях”, принимает участие в определении детского социального заказа.

Советы и комиссии (детские) - совещательные органы соуправление, одна из форм детского самоуправления. Педагог может входить в совет на равных правах с ребенком. Во Дворце творчества действуют: Совет комиссаров, совет клуба (студии, театра, школы, лагеря и т.д.), а также творческие советы, творческие группы, советы дела.

Дворец творчества через дополнительную образовательную программу “Городской школьный совет” обеспечивает работу детского городского органа самоуправления, где представлены школьные советы школ города.

В 2002 г в телевизионном проекте Дворца творчества “Эфир доверия” (программа “Эфир доверия”), старшеклассник, первого и второго созыва ГШС (городского школьного совета) был подготовлен цикл передач на ГТРК “Карелия” по проблемам детского самоуправления: “Детский парламент” и “Как это сделать”. В рамках реализации проекта “Городское родительское собрание” в 2001-2003 г.г. проходили регулярные встречи родительской и детской общественности, при главе администрации города Петрозаводска.

На личностном уровне дети вносят посильный вклад через выполнение конкретного поручения (хозяйственник, ответственный за питание, ответственный за снаряжение, дежурный командир, организатор мастер-класса (гитара, первой помощи и др)

В соответствии с разработанной Программой деятельности Дворца творчества эффективность и результативность воспитательной системы можно увидеть через несколько параметров:

  1. удовлетворенность детей содержанием и методами предоставляемых образовательных услуг, уровнем психологического комфорта (гуманистический подход),
  2. самореализация педагогов в профессиональной деятельности, высокий уровень мотивации и готовности к совместной творческой деятельности,
  3. непрерывность и комплексность образовательно-воспитательной деятельности (принцип уникальности),
  4. реализация аксиологического подхода в разработке нормативно-правовой базы,
  5. гармоничность детского коллектива по поло-возрастной характеристике.

Во Дворце творчества разработаны модели систем воспитательной работы во всех структурных подразделениях, в дополнительных образовательных программах педагогов описаны подходы к организации воспитательной работы, разработаны образы выпускников ДТДиЮ по возрастам, организована работа детского самоуправления, дети представлены в органах соуправления, проводится мониторинг образования и воспитания (Приложения 6, 9, 10, 11).

 

 

г). Развитие авторских систем воспитательной работы коллективов.

Система воспитательной работы коллективов достаточно полно представлена в программах педагогов Дворца. Система воспитательной работы коллективов Дворца является программой того, "как" и посредством "чего" дополняются усилия образования в формировании, развитии, создании условий для актуализации, необходимых для современного человека качеств, которые способствовали бы становлению общественно-полезной и внутренне свободной личности.

Выбор и реализация наиболее рациональных, эффективных способов, приемов образовательно-воспитательной деятельности (форм организации образовательно-воспитательного процесса во Дворце творчества детей и юношества) - это процесс, который способствует воспитанию творчества, свободы, ответственности, толерантности, гражданственности и многих других, необходимых современному молодому человеку качеств (Приложение 5)

Определяющими в реализации целей воспитательной системы и возникновение во Дворце гуманистических отношений является идея событийности. Воспитательная система реализуется через такие интегративные формы (события) как: практико-исследовательская конференция, издательская деятельность, праздник, бал, соревнование, фестиваль, экспедиция, лагерь, сводная репетиция, спектакль, пленэр, шоу-программа, клубный день, тренинг, концерт, игра, рефлепрактика, выставка, сбор и др. (Приложение 1)

Общедворцовские события вносят в жизнь Дворца определенный ритм, организационную упорядоченность, при этом каждое из них решает свои специфические задачи.

Основные события Дворца:

Конференция Дворца - высший общественно-педагогический орган соуправления, призванный обеспечить совершенствование и стабилизацию образовательного процесса. В Конференции Дворца принимают участие представители трудового коллектива, педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников Учреждения. Конференция Дворца определяет образовательную стратегию на текущий учебный год, избирает Совет Дворца. Работа Конференции Дворца определяется Положением о Конференции Дворца. [34]

Детская практико-исследовательская конференция - презентация собственных открытий и наблюдений ребенка, одно из определяющих событий, объединяющих педагогов и детей из разных коллективов Дворца.

Праздник "Посвящение в "творяне" - признание таланта, плодотворного, кропотливого и творческого труда ребенка на равных с творцами-педагогами.

Лучшие воспитанники Дворца получают звание "Творянин", признательную грамоту, именную премию-подарок от Главы самоуправления г. Петрозаводска.

День рождения Дворца (18 мая) - ежегодный праздник "Гуляние по радуге" (подведение итогов деятельности художественных коллективов Дворца в театрализованном представлении), показательные выступления, чествование выпускников Дворца и победителей конкурсов, соревнований; проведение игровых программ, презентация выставок.

 

3. Интеграция основного и дополнительного образования

на примере Петровской школы и ДТДиЮ.

Петровская школа была открыта в ДТДиЮ в 1993 года, как новый вид общеобразовательного учреждения - “Ищем школу завтрашнего дня для детей дня сегодняшнего”. В концепции Петровской школы отмечено, что учащиеся, педагоги, родители находятся в уникальном культурно-образовательном пространстве Дворца, которое дает возможность для раскрытия, развития, актуализации личности детей и взрослых.

Основополагающей идеей является создание воспитательной системы, которая направлена на развитие конкретного ребенка, талантливого, успешного в конкретном виде детского творчества.

Школа находится в процессе становления и развития. На осмысление задачи интеграции школьного и дополнительного образования работают учителя Петровской школы и педагоги ДТДиЮ.

На базе школы проводились теоретические семинары с педагогами Дворца творчества, на которых педагогический коллектив школы, педагоги Дворца искали пути построения межличностных отношений учителей школы и педагогов Дворца, детей и родителей; пришли к пониманию общих ценностей; наработали проблемное поле; пути взаимодействия. Итогом такой работы стала разработка программы интеграции основного и дополнительного образования “Школа – ДТДиЮ”.

Цель программы "Школа - ДТДиЮ" - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Интеграция основного и дополнительного образования, на базе учреждения дополнительного образования зависит от решения следующих воспитательных задач:

  1. Создание условий для успешности ребенка в едином уникальном культурно-образовательном пространстве Дворца и Петровской школы;
  2. Поддержка ребенка в его творческом становлении, профессиональном самоопределении;
  3. Культурное развитие становится условием творческого саморазвития всех субъектов образования;
  4. Сохранение психического и физического здоровья;
  5. Воспитание уважения к государству, честного отношения к труду, социальной активности, коммуникационной компетенции.
  6. Улучшение качества образования

Учебные программы школы имеют логическое продолжение в программах педагогов дополнительного образования Дворца и наоборот. Развитая структура дополнительного образования оказывает позитивное влияние на развитие основного образования, особенно предметов эстетического цикла. На протяжении многих лет педагоги ДТДиЮ реализовывают свои творческие проекты в образовательном пространстве Петровской школы.

В процессе работы были созданы: класс-оркестр, студия “Пластика”, класс-ансамбль “Кантеле”. Абстрактные знания в системе дополнительного образования могут стать личностно-значимыми, получить мощное эмоциональное подкрепление и тем самым мобилизовать творческие способности ребенка. Учащиеся школы активно участвуют в концертной деятельности Дворца, с начальной школы прикасаются к сценическому искусству. Широкое участие в концертной деятельности объяснятся тем, что все предметы эстетического цикла ведут педагоги дополнительного образования.

Предмет "музыка" в каждом классе преподается в соответствии с авторскими программами педагогов Дворца. Это сделало увлекательным предмет, позволило многогранно изучать и исполнять музыку. Учащиеся кроме обязательного школьного урока музыки посещают студии Дворца во вторую половину дня.

Учителя Петровской школы имеют возможность проводить уроки в культурном пространстве Дворца. Например: литература в библиотеке, где эстетическое воздействие среды повышает интерес к уроку, его результативность. Уроки ИЗО проходят в художественной студии, что повышает эмоциональный настрой детей. Учащиеся посещают выставки, временные экспозиции сами участвуют в их создании, занимаются в художественной студии после уроков.

Проводились интегрированные уроки литературы, истории, краеведения в этнографическом музее, которые вызывали интерес к этой области и дети начинали посещать клуб “Моя Карелия”.

Уроки физкультуры проводятся в спортивном комплексе Дворца, старшеклассники занимаются в тренажерном зале. Авторитет учителей физкультуры, увлеченность педагогов ДТДиЮ спортом приводят учащихся в спортивные секции Дворца, культивируется здоровый образ жизни.

Существуют интегрированные программы по предмету "труд".

Психолог Дворца творчества работает с учащимися, проводит уроки Раннего творческого развития в первом и втором классах, является классным руководителем седьмого класса. Проводится изучение отношения субъектов образовательного процесса (дети, родители, учителя) к интеграции школьного и дополнительного образования. Образовательные пространства Дворца творчества и Петровской школы создали условия для профессионального самоопределения первых выпускников школы.

Сотворчество учителей Петровской школы и педагогов дополнительного образования позволяет работать по авторским интегративным курсам, освоить новые педагогические технологии, формы и методы проведения уроков.

Т.к. учащиеся Петровской школы являются постоянными воспитанниками на протяжении нескольких лет педагогов Дворца, это дает возможность провести мониторинг индивидуального развития, роста, успехов детей. Школа участвует в реализации программы Дворца творчества детей и юношества “Роза ветров”, 70% учеников Петровской школы поступают в школу, рекомендованные для обучения, педагогами ДТДиЮ, как особо одаренные в творчестве (Приложения 2, 9).

4. Возможные векторы развития

воспитательной системы Дворца творчества

Воспитательная работа педагога реализуется в организации образовательной деятельности, досуговых форм взаимодействия и общения. Воспитательная деятельность пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя, ее идеологию, стратегию и тактику. Она является концептуальной основой системы педагогической деятельности. Если эффективность воспитательной работы определяется качеством проведенного мероприятия, то эффективность воспитательной деятельности определяется качественными изменениями в развитии детей, педагогов, родителей их личностном росте, что является результатом функционирования воспитательной системы. Осознание каждым педагогом своей функции как субъекта воспитательной деятельности является стратегической задачей педагогического коллектива Дворца.

5. Ресурсное обеспечение воспитательной системы.


На главную | Карта сайта
Hosted by uCoz